№ 36 (10064)
5 сентября
2003 года
 
СВЕЖИЙ НОМЕР РЕДАКЦИЯ ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Поздравления
к 50-летию района


Автопробег по Золотому
кольцу Колымы


Из истории
Сусуманского района


Памятные даты

СУСУМАНСКОЕ ЗОЛОТО:
КАК ОТКРЫВАЛИ ПРИИСКИ


НАКАНУНЕ УЧЕБНОГО ГОДА

ДЕНЬ ЗНАНИЙ

Официальная
страница


История создания
Сусуманского отряда
государственной
противопожарной службы


Информационная
страница


• К 50-летию Сусуманского района   •


ИЗ ГОДА В ГОД


Сусуманский район в составе Магаданской области образован 3 декабря 1953 года. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 12 декабря 1964 года рабочий поселок Сусуман Сусуманского сельского района Магаданской области преобразован в город районного подчинения. Расположен на северо-западе Магаданской области. Районный центр Сусуман расположен в 625 километрах от города Магадана по федеральной автодороге Магадан-Якутск. С востока район граничит со Среднеканским районом, на юге - с Ягоднинским и Тенькинским районами, на западе и севере - с Республикой Саха (Якутия). Площадь района составляет 4 676 564 га.

Впервые упоминания о нынешнем Сусуманском районе встречаются в документах руководителя экспедиции Наркомвода СССР 1928-1929 годов И.Ф.Молодых. Ему удалось собрать в различных архивах сведения о том, что в конце XVII века и в XVIII веке по левой вершине Колымы, а именно по Аян-Юряху, сплавлялись русские казаки, доставляя провиант в колымские остроги.

Возможно, этот путь по Колыме был известен якутам еще задолго до прихода русских землепроходцев, а в XVIII веке они стали активно продвигаться вместе с русскими на восток, осваивая новые земли.

В XIX столетии по Аян-Юряху проходил Оймяконо-Сеймчанский тракт, по которому издавна возили почту и другие грузы. Этот путь был намного короче, чем объездной через Верхоянский хребет и бывший город Зашиверск на Индигирке. В 1901 году по этому тракту из Сеймчана в Якутск через Оймякон проехал колымский исправник Н. М. Березкин, чтобы определить пригодность его для перевозки больших грузов на Колыму. Ему же принадлежит первое упоминание и о поселке Берелёх и речке Сусуман.

Экспедиция С.В.Обручева в 1929 году установила, что Колыма образуется из двух рек: левая вершина - Аян-Юрях, правая - Кулу. С начала 30-х годов под названием "Колыма" стала пониматься не только река, но и обширная область Крайнего Северо-Востока. При входе в долину Аян-Юряха в устье Лошкалаха геодезистом экспедиции К. А. Салищевым поставлен астропункт, которым была увековечена тропа, по которой осуществлялась связь Якутска, Оймя-кона с Колымой. Тогда же современное написание "Сусуман" впервые появилось на маршрутной карте астронома-геодезиста К. А. Салищева. Этой тропой или трактом в 30-е годы часто пользовались геологические партии треста "Дальстрой", созданного на территории Магаданской области в ноябре 1931 года.

В 1932 году долина Сусумана была подвергнута шлиховому опробованию партией Е. Т. Шаталова. Результаты работ 24-летнего геолога показали, что в бассейнах рек Сусуман и Берелёх есть россыпи золота. Позднее эти данные подтвердили геологические партии А. Л. Лисовского и другие.

В устье ручья Еврашкалах на большой сухой лиственнице Шаталов сделал тогда затес и написал: "Город Сусуманск", как бы предвидя будущее этого места.

Но первыми строителями, которые заложили первые деревянные кладки Сусумана, были рабочие совхоза "Эльген" Северного ГПУ "Дальстроя". В конце лета 1936 года в поисках богатых сенокосных угодий они вошли в долину Сусумана, где и решено было заложить новую совхозную усадьбу. Таким образом, совхоз "Сусуман" стал первым предприятием, прочно обосновавшимся в долине.

В августе 1937 года организован первый золотодобывающий прииск района - "Мальдяк". В 1938 году на базе трех открытых приисков: "Мальдяк", "Ударник" и "Стахановец", входящие ранее в Северное ГПУ, организовано Западное горнопромышленное управление "Дальстроя" с центром в поселке Сусуман. С этого времени Сусуман становится центром горной промышленности западного района области. Начинается интенсивное образование новых приисков: "Большевик", им.Фрунзе, им. 25 лет Октября, "Комсомолец", "Фролыч", "Челбанья", "Светлый", "Чай-Урья", "Широкий", "Буркандья", "Адыга-лах", "Экспериментальный", "Горняцкий", "Дражный". Вместе с тем, начато строительство новых поселков, в которых расположились предприятия, призванные обслуживать как золотодобывающую отрасль, так и население, живущее на данной территории, - Мяунджа, Нексикан, Аркагала, Кедровый, Каменистый, Кадыкчан.

По оценкам ООН, Россия обладает самой мощной горнодобывающей промышленностью в мире, а Магадан-ская область добывает треть общероссийского золота.

Основной вид хозяйственной деятельности Сусуманского района - горнодобывающая промышленность, специализирующаяся на добыче золота и угля.

Фото из наших архивов


На территории нашего района расположены два самых крупных золотодобывающих предприятия:

ОАО "Сусуманский горно-обогатительный комбинат "Сусуманзолото" и ОАО "Берелёхский горно-обогатительный комбинат". На их долю приходится значительная часть добычи золотоносного металла области. За период с 1937 по 1999 год сусуманцами добыто 1052 тонны драгоценного металла.

1936 году геологом Б.М.Вронским в бассейне реки Эмтегей открыто крупнейшее на Колыме месторождение каменного угля - Аркагалинское. Долгое время "черное золото" Аркагалы и Кадыкчана обеспечивает теплом предприятия и прииски не только района, но и центральной Колымы.

По соседству, на реке Мяунджа, на кадыкчанских углях вырос энергетический центр Колымы - Аркагалинская ГРЭС. Последние годы Аркагалинская ГРЭС является резервной электростанцией Магаданской области. Мощности АрГРЭС достаточно, чтобы погасить энергетический дефицит в случае сбоев в работе Колымской ГРЭС.

Главной артерией Колымы, связывающей областной центр с горняцкими поселками, является Колымская трасса. Ее называют "дорогой жизни" еще с тех времен, когда от нее подчас зависела жизнь добытчиков золота, жизнь поселков от Охотского моря до Индигирки. Иная сегодня трасса, и название это - Колымская трасса - вобрало в себя все дороги Колымского края.

В далеком 1937 году приказом по "Дальстрою" на 646-м км Колымской трассы в поселке Берелёх была организована автобаза № 5. С нее и начался Берелёхский автокомбинат, старейшее предприятие Сусуманского района. Парк автомашин составил три единицы, численный состав - девять человек.

В Берелёхе сегодня расположена Северная автомобильная испытательная станция - САИС. В России подобных испытательных станций больше нет. Эксплуатационные испытания здесь проходили автомобили ЗИЛ, "Урал", КамАЗ, УАЗ, МАЗ, "Москвич", "Жигули", ЛуАЗы, "Магирус", "Фиат". Практически все автозаводы страны, выпускающие грузовые и легковые машины, сотрудничали с сусуманской испытательной станцией.

Фото из наших архивов


В историю Сусуманского района навечно вписаны имена тех, кто самоотверженно осваивал суровый Крайний Северо-Восток.

Экономика региона из-за его отдаленности от центральных районов страны, сложной транспортной схемы доставки народнохозяйственных грузов крайне нуждается в нестандартном, особом внимании, учитывающем специфику Северо-Востока, а также его важное геологическое значение для России.

Оценивая перспективы Сусуманского района, следует учитывать главные предпосылки его социально-экономического развития. Это - богатые природные ресурсы, за счет которых можно не только обеспечить устойчивое саморазвитие территории, но и удовлетворять потребности общероссийского и мирового рынка. Созданный производственный потенциал позволяет совершенствовать экономическую структуру и развивать производство. И сегодня очень важно использовать прогрессивные, свежие, конструктивные начинания на благо нашей территории, нашей суровой северной земли.

 

Copyright © 2003, редакция газеты "Горняк Севера". All rights reserved.
При цитировании информации гиперссылка на www.susuman.narod.ru обязательна
gornyak@su.msi.ru


Hosted by uCoz