№ 16 (10097)
23 апреля
2004 года
 
СВЕЖИЙ НОМЕР РЕДАКЦИЯ ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Навстречу
празднику
весны и труда


Проблемы ЖКХ

Творческие
работы
к выборам
Президента РФ


22 апреля -
День Земли.
Человек и природа


Юбилеи

Официальная
страница


Страница
Пенсионного фонда


Центр
занятости населения -
2004 год


В образовательных учреждениях

Информационная
страница


Частные
объявления


•  Юбилеи   •

О финансовом отделе и финансистах


Передо мной обыкновенная, если так назвать, амбарная книга. Зеленые разлинованные страницы, записи от руки. Только вот непростая это книга - начата она 13 марта 1954 года и хранить ее положено 75 лет. На обложке наклеен белый лист, и надпись опять же от руки: "Финансовый отдел исполнительного комитета Сусуманского районного Совета депутатов трудящихся Магаданской области". Это - книга приказов, которая была заведена в связи с образованием в районе финансового отдела. И первый приказ - о вступлении в должность первого заведующего А. Д. Каменщикова. Ну а следующие - о принятии на работу специалистов…

Исходя из всех этих данных, можно сказать, что у финансового отдела администрации района в этом году день рождения, и дата юбилейная - 50 лет. А пятидесятилетие даже для человека - это некий рубеж, наверное, самый значительный отрезок жизни. Для предприятия, организации просуществовать пятьдесят лет - тоже довольно значительный промежуток времени, тем более что в последний десяток лет многие из них исчезли, оставшись только в памяти. Но здесь случай другой: пока будут существовать в нашей жизни деньги, будут существовать и органы, осуществляющие их расходование, контроль за поступлением и расходованием. Именно такие функции и возлагались на первом этапе на финансовые отделы.


О прошлом, настоящем и будущем мы беседуем с зам.главы района - руководителем финансового отдела районной администрации
Т. И. Моргачевой.


-Татьяна Ильинична, давайте повернем время вспять. Итак, 1954-й год…

- В районном архиве никаких документов по образованию районного финансового отдела не имеется, а у нас - только вот эта историческая книга приказов. Но вполне логично, что с образованием 2 декабря 1953 года Сусуманского района началось формирование его исполнительных органов. Бюджет - это основная составляющая экономической жизни района, поэтому организация районного финансового отдела была вполне естественным шагом для формирования и исполнения бюджета. Дата образования - 13 марта 1954 года, когда был подписан приказ под № 1 о вступлении в должность руководителя, - им был А. Д. Каменщиков. Так что 13 марта мы считаем днем нашего рождения. Затем началось формирование отдела, и, посмотрите приказы, они все связаны с кадровыми назначениями, функциональными обязанностями. В 1954-1955 г.г. в структуру отдела входили общая часть, бюджетная группа, главная бухгалтерия, в 1956 году была введена должность инспектора по штатам, в 1959-м в составе отдела была образована инспекция доходов.


- А подчинялся отдел в то время кому?

- Подчинение было двойным. Отдел входил в систему органов государственного управления финансов РСФСР, подчинялся областному финансовому отделу и райисполкому. Руководитель назначался областным финансовым органом по согласованию с местными властями. Заведующий финотделом являлся членом исполнительного районного комитета. Финансирование содержания отдела вплоть до 2000 года осуществлялось из федерального бюджета. В 1999 году финотделы местных органов власти были исключены из системы Министерства финансов.


- Функции на отдел возлагались те же, что и сегодня?

- Я начала работать в отделе с 1976 года и могу говорить только с того времени. Функции были несколько иными. Тогда кроме формирования бюджета района и исполнения бюджета финансовый отдел осуществлял учет и контроль за поступлением всех государственных доходов. В 1990 году была организована самостоятельная налоговая инспекция, которая стала осуществлять работу с налогоплательщиками, сбор и учет налогов, контроль за их поступлением и полнотой.



- А подход к формированию бюджета, он изменился?

-Конечно. Раньше существовала строгая вертикаль власти, строгая подчиненность и не существовало такого понятия, как дефицит бюджета. Основа - сбалансированность доходов и расходов, нормативы отчислений от налогов были четко отработаны и устанавливались таким образом, чтобы доходы перекрывали всю расходную часть бюджета. Цены были строго урегулированы, на протяжении многих лет не изменялась заработная плата и ее соотношение между работниками бюджетных организаций и промышленных предприятий было примерно одинаковым: к примеру, экономисты в финотделе и на заводе получали примерно одинаковый заработок, высокооплачиваемыми были врачи и учителя. Существовали планово-убыточные предприятия (предприятия ЖКХ, службы быта, сельскохозяйственные), убытки по которым покрывались за счет государства.

Переход на рыночные отношения коренным образом повлиял и на финансовую политику. Появились новые структуры: Министерство по налогам и сборам, федеральное казначейство; стало приниматься много законов в экономической области. Тогда-то и появилось понятие дефицит бюджета. Цены стали свободными и резко поползли вверх, на несколько порядков увеличились расходы, а доходы резко сократились. Дефицит бюджета района был до 50 процентов.

Сегодня межбюджетные отношения с областью строятся на определении финансовой помощи району, которая выражается в выделении району дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, субвенций, субсидий. Исполнение бюджета осуществляется через отделение федерального казначейства, что дает возможность контроля и целевого использования средств. Бюджетное и налоговое законодательство меняется так быстро, что едва успеваем за ним следить. Сегодня для нас основным финансовым документом, можно сказать, настольной книгой, является Бюджетный кодекс Российской Федерации, регламентирующий все бюджетные отношения, который введен в действие с 2000 года. Также регулирует межбюджетный процесс в области и в районе областной закон "О бюджетном процессе в Магаданской области" и принятое в этом году районным Собранием представителей решение "О бюджетном процессе в муниципальном образовании Сусуманский район Магаданской области".


- Можно сказать, что сегодня в финансовом плане положение в районе несколько стабилизировалось?

- Пожалуй, самыми сложными для нас были 1996-1999 годы, когда в бюджет района практически не поступали налоги, горнякам не платили за сданный металл, не было "живых" денег, все расчеты строились на системе взаимозачетов, месяцами не выплачивалась заработная плата работникам бюджетных организаций, предприятий ЖКХ и других. Сегодня, хочу это подчеркнуть, ситуация изменилась, стабилизировалась ситуация в экономике района, что позволило решать основные социальные вопросы. К примеру, еще несколько лет назад остро стоял вопрос выплаты пособий на детей, сейчас этой проблемы нет, нет задержки с выплатой заработной платы работникам бюджетных предприятий и организаций, стабилизирована выплата зарплаты в ЖКХ, люди ездят в отпуска.

Конечно, в тот период приходилось принимать непопулярные меры - сокращаться, уплотняться, но они себя оправдали. Сегодня ведется жесткий контроль за расходованием бюджетных средств, повышается ответственность должностных лиц. Появилась возможность не только оплачивать текущие расходы, но и гасить задолженность. 2003 год был наиболее благоприятным в финансовом плане. Мы погасили 17 млн. рублей кредиторской задолженности, в том числе за коммунальные услуги, услуги связи и охраны.

Стало больше уделяться внимания жилищно-коммунальному хозяйству, отрасли, которая в перестроечные годы пострадала, пожалуй, больше всех в связи с ростом тарифа на энергоресурсы, непоступлением средств, несвоевременным финансированием, плохую лепту внесла и система взаимозачетов. Не производились практически никакие ремонты, не обновлялось оборудование, в общем, отрасль пришла в упадок. В последние годы в предприятиях ЖКХ приобретается техника, в центральной котельной производится ремонт оборудования, ведется ремонт наружных и домовых сетей тепловодоснабжения, подъезды домов приводятся в порядок. Наверное, заметили изменение ситуации ветераны, пенсионеры, семьи с детьми. В районе работает программа социальной поддержки, разрабатываются мероприятия по оказанию помощи. Конечно, может быть, эта помощь и недостаточна, но в тяжелой жизненной ситуации на нее можно рассчитывать.

В стабилизации экономической обстановки занимает определенную роль и финансовый отдел, его сотрудники, которые добросовестно выполняют свою работу, объем которой, кстати, значительно возрос.


- Татьяна Ильинична, вот тут-то как раз самое время поговорить о коллективе…

-Прежде всего хочу заметить, что, как правило, в финансовых органах работают честные, скромные, добросовестные и ответственные люди, в этом я убедилась, проработав 28 лет рядом с ними. За пятьдесят лет отделом заведовали семь руководителей, включая меня. Не один десяток лет проработали в финансовом отделе Л. И. Зарванская, В. Н. Елизарова, сейчас они на пенсии и проживают в ЦРС. С 1991 года работают Т. Я. Юрченко, С. З. Самсонович. И еще один момент - все годы финансовый отдел был своеобразной школой - многие сотрудники уходили от нас на более высокие должности. Коллектив, конечно, менялся, но, как правило, случайных людей практически не было. Я еще раз подчеркну, специалисты добросовестно относятся к своим обязанностям, в связи с большим объемом работы не считаются с личным временем, засиживаются и вечерами, и выходные, если нужно, прихватывают. У нас хороший микроклимат в коллективе, хорошие взаимоотношения со всеми отделами, предприятиями, организациями района.

По штатному расписанию у нас 12 человек, работает 11, из них девять специалистов, водитель и уборщица. О каждом я могу сказать только хорошее, но сегодня мне бы хотелось особо отметить и поблагодарить Т. Я. Юрченко, С. З. Самсонович, Г. Н. Мандрову, В. И. Полякову - о них, действительно, можно сказать, что они на своем месте. В отделе много молодежи, старательной, ответственной - С. А. Алеева, Н. В. Маслова, Е. В. Бабушкина. А помогает нам водитель Н. А. Комов.


- Ну и последнее: каким вам видится будущее района в финансовом плане?

- Прежде всего задача ближайшего будущего - это исполнение бюджета 2004 года. Бюджет формировался в сложных условиях, обусловленных значительным уменьшением финансовой помощи из областного бюджета по сравнению с 2003 годом, изменением налогового законодательства.

По-прежнему основными направлениями в налоговой политике являются: обеспечение выполнения доходной части бюджета, повышение уровня собираемости налогов, взыскание недоимки. Основные направления в бюджетной политике - обеспечение выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений, поддержка жилищно-коммунального хозяйства, реализация федеральных законов социальной направленности. Задачи сложные, но все, что намечено, необходимо сделать.

В 2003 году принят новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым в течение 2004 года будут вноситься изменения в налоговое и бюджетное законодательство. Будет ли больше средств у муниципальных образований различного уровня - вызывает большое сомнение. Ведь от перестановки слагаемых сумма не меняется.

В заключение хочу поздравить всех сотрудников с 50-летием образования отдела и пожелать всем здоровья, семейного благополучия, удач, желания работать и быть необходимым.

Беседовала Т. Артемова.

 

Copyright © 2004, редакция газеты "Горняк Севера". All rights reserved.
При цитировании информации гиперссылка на www.susuman.narod.ru обязательна
gornyak©su.msi.ru


Hosted by uCoz