№ 36 (10117)
10 сентября
2004 года
 
СВЕЖИЙ НОМЕР РЕДАКЦИЯ ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Чужого горя
не бывает


Общая трагедия,
общая боль


Официальная
страница


С августовского
совещания


Спортивные
новости


На охране
порядка


Остановка
в пути


Страница
Пенсионного фонда


Информирует
налоговая
инспекция


Информационная
страница


Частные
объявления


•  С августовского совещания   •


Ориентация - на профильное обучение


Деятельность муниципального органа управления образованием и образовательных учреждений района в 2003-2004 учебном году была направлена на внедрение Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, которая предусматривает введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Основная задача введения профильного обучения - создание специализированной подготовки старшеклассников, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Это и определило тему нынешнего августовского совещания "Оптимизация содержания образования на муниципальном уровне в условиях введения профильного обучения".


В своем выступлении Т. Д. Храмцова, заведующий районным отделом образования, отметила, что в районе последовательно реализуется установка Концепции на завершение работ по обновлению содержания общего образования, совершенствованию его структуры, оформлению содержания профильно-ориентированных программ. Усилия отдела образования направлены на создание условий, обеспечивающих вариативность образования, развитие различных форм его получения.

Обновлению содержания образования способствует инновационная деятельность, представленная вариативными курсами, программами и новыми технологиями обучения: компьютерной, личностно-ориентированной, природосообразной, технологией саморазвивающейся личности. Сохранены и расширены направления допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся: оператор ЭВМ, младший медицинский персонал, парикмахер, кондитер.

Одна из принципиально важных тем - профильное обучение на старшей ступени.

Для российского образования такие модели, которые предусматривают важность разнообразных комбинаций учебных предметов, не новы. Это направление более десяти лет отрабатывается в учреждении повышенного уровня - Сусуманском лицее: физико-математическое, химико-биологическое и социально-экономическое. Профильное обучение, существующее в лицее, позволяет обеспечить лицеистам углубленное изучение отдельных предметов путем сотрудничества с Северным международным университетом, преподаватели которого ежегодно читают в лицее спецкурсы по физике, математике, литературе, истории, МХК, латинскому языку.

Пересмотр подходов к оцениванию знаний учащихся также является актуальной темой для российского образования. Ясно, что система оценивания обученности школьников взаимосвязана с содержанием образования, методиками и технологиями обучения, профильным обучением, стандартами общего образования и единого государственного экзамена.

Результаты ЕГЭ прошлого учебного года свидетельствуют, что обязательного уровня подготовки достигли 95,1% учащихся по русскому языку, 78,9% - по математике (в 2003 году - 84,8%), качество знаний составило: русский язык - 43,5%, математика - 43,2%. Высокий уровень знаний по данным дисциплинам показали учащиеся МОУ лицея: при стопроцентном выполнении работ качество их составило: 87% - русский язык, 82,6% - математика.

Качественный показатель учебного года по средней и старшей ступеням в целом остается на уровне 2002-2003 учебного года, по начальной ступени увеличился и составляет 38.7% (25,9% -2003 году).



Как продолжение темы прозвучало выступление Л. Ф. Партолиной, учителя русского языка и литературы МОУ лицея г. Сусумана. Она подняла проблему итоговой аттестации по литературе. По этому поводу было сказано следующее:

- Прошедшая итоговая аттестация выпускников стала сюрпризом для учителей-словесников, сюрпризом не очень приятным, так как на наши плечи легло два обязательных экзамена: аттестация по русскому языку в форме ЕГЭ и экзамен по литературе, предполагавший альтернативные формы. Если на ЕГЭ по русскому языку мы были настроены с начала учебного года, альтернативные версии аттестации по литературе и обязательность этого экзамена в нашем регионе стали нам известны лишь в начале марта, хотя такое решение в областном отделе образования принято в декабре 2003 года. Это и стало первой проблемой, проблемой психологического характера: перед каждым словесником, работающим в выпускном классе, встал вопрос о том, какую форму аттестации посоветовать учащимся и родителям: традиционное сочинение, на которое и мы, и ученики настроены еще с 8 класса, устный экзамен, в былые времена обязательный для всех, существующее второй год изложение с творческим заданием или экспериментальную форму ЕГЭ? Пришлось взвесить плюсы и минусы всех вариантов.

Далее Людмила Федоровна рассказала о трудностях, с которыми приходится сталкиваться педагогам и учащимся при выборе каждой из четырех альтернативных версий экзаменов:

- Выбираем сочинение - сразу обрекаем наших лучших учеников, претендентов на серебряную и золотую медали на три экзамена, сдача которых оценивается за пределами учебного заведения. Это существенная проблема, но не самая главная, так как не затрагивает остальных учащихся. У сочинения есть более серьезные недостатки: на изучение литературы в старшей школе отводится 102 часа (в непрофильных классах), 136 часов в обычных классах. Можно ли за это время освоить 350 тем, определенных перечнем, кстати, появившемся в печати только в апреле, когда в старших классах программой определено 15 обязательных сочинений.

Далее, если последние полтора месяца перед экзаменами, а именно в этот период приходит перечень тем, а это где-то 18 уроков, заниматься только подготовкой к сочинению, то все равно невозможно даже прокомментировать все темы, а не то чтобы составить сложный или цитатный план. А ведь насыщенность курса литературы в 11 классе такова, что практически не остается уроков на повторение пройденного материала за курс 8-10 классов, а не то чтобы заниматься темами сочинений. Такая плотность заставляет повторять с учащимися, консультировать их во внеурочное время, что способствует перегрузке и без того загруженных выпускников и отнюдь не пополняет карман учителя. Или давать ребятам самостоятельно пользоваться статьями - консультациями, которые в изобилии печатаются в приложении к газете "1 сентября", правда, опять же с конца апреля по июль.

Есть и еще проблемы, связанные с самими предлагаемыми Министерством темами. Формулировки многих из них в перечне и соответственно в комплектах неточны, неясны, не содержат проблемы или слишком широки и расплывчаты. Например, "Книга для каждого освещает личное движение к истине. М. Пришвин" (по одному из произведений русской литературы 20 века) или "Счастье не в счастье, а в его достижении. Ф. М. Достоевский" (по одному из произведений 19 века). Такие темы заставляют ученика заниматься схоластикой: подводить живую ткань произведения под высказывание, выступающее в виде догмы... А таких тем порядка 60. Есть сочинения, явно не соответствующие возрасту и даже школьному стандарту (по произведениям, которые изучаются обзорно). И еще одна проблема, связанная с сочинением, - это использование учащимися при подготовке сборников, предлагающих уже готовые варианты творческих работ, в которых преобладают литературные штампы, стереотипность мышления.

Как следует из доклада, минусы есть и в других формах итоговой аттестации по литературе, и это далеко не все трудности. Резонный вопрос: как успеть учителю подготовить четыре группы выпускников, имея в виду, если они выберут все предлагаемые формы экзамена, в условиях одного класса и все тех же 136 часов? К слову замечу, что экзамены по выбору были проведены по билетам - 84,9% учащихся, защита рефератов - 13,3%, сочинение - 1,8%.

В ходе совещания широко обсуждались вопросы, связанные с введением профильного обучения учащихся в образовательных учреждениях, регулирующих программы среднего (полного) образования. Апробация подходов предпрофильной подготовки в девятых классах позволит учащимся сориентироваться в выборе профиля обучения в старшей школе, определить направление для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования. В связи с этим педагогам придется серьезно проработать рекомендации предпрофильной подготовки, разумно выбрать путь перехода к профильному обучению в старшей школе исходя из реальных условий каждого образовательного учреждения, города, района, учитывая возможности местного рынка труда и образовательной карты региона.

В прениях были озвучены вопросы: "Пути модернизации дошкольного образования в 2005 году", "Новое содержание образования по иностранным языкам. Профильные курсы по иностранному языку, их место в учебных планах школы", "Опыт и перспектива преподавания профильных и элективных курсов по истории и обществоведению", "Проблемы преподавания математики в классах гуманитарных профилей", "Роль дополнительного образования детей в решении вопросов профилизации обучения" и другие.

Итог всему сказанному подвела экспертная группа, ознакомившая присутствующих с проектом решения августовской конференции. Рассмотрев имеющиеся возможности образовательных учреждений района по внедрению предпрофильной подготовки и профильного обучения, участники конференции решили, что в районе есть база для организации эффективной работы по реализации Концепции профильного обучения и осуществлению плавного перехода на предпрофильное и профильное обучение в установленные Министерством образования сроки. Приняты следующие рекомендации:

1. Организовать отработку различных вариантов взаимодействия с другими образовательными учреждениями с целью создания образовательной сети.

2. Произвести в каждом образовательном учреждении ревизию сложившейся модели образования, кадрового потенциала.

3. Выявить образовательный рейтинг выпускников основной школы.

4. Построить индивидуальные образовательные программы обучающихся, создав возможность различных комбинаций учебных предметов (базовых, профильных, элективных).

5. Организовать информационную работу со всеми участниками образовательного процесса, общественностью по предстоящей предпрофильной подготовке и введению профильного обучения.



По доброй традиции в завершении августовского совещания чествовали юбиляров. 45 лет отработала в системе образования Любовь Ивановна Кудря. Педагогический стаж Тамары Сергеевны Парамоновой и Клавдии Федоровны Байбуза - 40 лет, Зинаиды Михайловны Афанасьевой, Ольги Владимировны Лоханько и Татьяны Георгиевны Соболевской - 35 лет, Ларисы Ивановны Георгиевой, Надежды Петровны Федоровой, Галины Григорьевны Русяевой, Веры Васильевны Ноздря - 30 лет, Надежды Ростиславовны Гольцовой - 25 лет. За творческий поиск, эффективность работы, хорошие показатели в обучении многие педагоги отмечены почетными грамотами. Не забыли и о сотрудниках образовательных учреждений, которые приложили немало усилий, старания и творчества, чтобы летняя оздоровительная кампания прошла успешно, а школы были готовы к приему детей в новом учебном году.

Приятным моментом для собравшихся стали музыкальные поздравления коллектива детского сада "Родничок", танцевального коллектива "Каприз" ГЦД и НТ, Саши Чернявского.

Последнее слово было за редакционной коллегией, которая представила на суд педагогов стенгазету с кратким, но по существу, изложением всего происходящего, где красной строкой прошла цитата "Главное на свете наше чудо - это дети!"

Н. Литвинова.

 

Copyright © 2004, редакция газеты "Горняк Севера". All rights reserved.
При цитировании информации гиперссылка на www.susuman.narod.ru обязательна
gornyak©su.msi.ru


Hosted by uCoz