• Информирует комитет по экономике •
Проверки ограничили
10 октября 2003 года вступил в силу ФЗ от 1 октября 2003 года № 129-ФЗ, которым внесены изменения в известный всем предпринимательским структурам страны ФЗ от 8 августа 2001 г. №134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", в известной мере ограждающий предпринимательские структуры от проведения у них многочисленных и чуть ли не систематических проверок по разным вопросам их деятельности государственными контролерами и инспекторами как федеральных органов власти, так и органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.
Как известно, закон №134-ФЗ предусмотрел, что плановые проверки любой организации, предприятия, в том числе и субъекта малого предпринимательства (юридического лица) и индивидуального предпринимателя проводятся одним из контрольных органов лишь 1 раз в 2 года. А так называемые внеплановые проверки могут проводиться контролирующими структурами при поступлении к ним документов или сигналов (жалоб, писем) о фактах нарушения определенной предпринимательской структуры требований законодательства. В частности, если нарушаются конкретные права граждан на потребительском рынке при оказании услуг или проведении работ. Например, в магазине реализуется недоброкачественная продукция, мастерская некачественно произвела ремонт и т.д.
Теперь октябрьским законом в целях защиты малого предпринимательства дополнительно установлено, что первая (именно первая) проверка любой предпринимательской структуры малого бизнеса может производиться не ранее чем через 3 года после регистрации юридического лица - субъекта малого предпринимательства или индивидуального предпринимателя.
Следует заметить, что согласно ст.3 закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, у которых, во-первых, в уставном капитале доля участия другого юридического лица, не являющегося малым предприятием (или других таких юрлиц - организаций) не превышает 25 процентов. И во-вторых, средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных показателей:
- для предприятий промышленности, строительства и транспорта - 100 человек
- для сельского хозяйства и научно-технической сферы - 60 человек;
- для оптовой торговли - 50 человек;
- для розничной торговли и бытового обслуживания населения - 30 человек;
- для остальных отраслей - 50 человек, в том числе для предприятий общественного питания.
- К малому бизнесу относятся и все индивидуальные предприниматели (ПБОЮЛ).
К сожалению, указанные ограничения, установленные в законе №134-ФЗ в отношении проверок субъектов малого бизнеса, так же как и проверок других юридических лиц и ПБОЮЛ, не распространяются, как это прямо предусмотрено в п.3 ст.1 этого закона, на налоговый, валютный, таможенный, лицензионный и экологический контроль, контроль в области обеспечения безопасности, экологического и санэпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте. Не распространяются указанные ограничения также и на милицейские проверки, при проведении которых руководствуются законом "Об оперативно-розыскной деятельности".
Так что на практике введение законом от 1 октября 2003 г. № 129-ФЗ ограничений на проверки малого бизнеса не полностью освобождает их от многих других видов проверок.
Николай Юрьев,
"Российская торговля" №21, октябрь
|