ФОРУМ   ГОСТЕВАЯ КНИГА   НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ   СТИХИ•ОЧЕРКИ•СТАТЬИ  


Сергей Бутко

Вячеслав Елисеев

Мухамеджан Сахипов

Евгений Сизиков

Галина Маматюсупова


Светлана Лисичкина


Александр Лисичкин



• Мухамеджан Сахипов  •

Мухамеджан Сахипов - корреспондент "Магаданской правды", начинал корреспондентом "Горняка Севера".
Периодически печатается в нашей газете.


Пенсионная реформа


БЕРЕГИ НАКОПЛЕНИЯ СМОЛОДУ
И НЕ ТУШУЙСЯ ПЕРЕД РАБОТОДАТЕЛЕМ


С понятным для бескрайних российских просторов запозданием пенсионная реформа, тем не менее, докатилась и до колымской глубинки. Для Сусуманского района, например, это ощутимо проявляется не только в получении боле шести тысяч так называемых "писем счастья", но и в принципиальных переменах отношений между вершинами классического треугольника - пенсионерами (будущими и настоящими), работодателями и местным отделением пенсионного Фонда. Разговор с его руководителем Раисой Дзодзиковой начался с вопроса о назначении массовых информационных посланий, которые сегодня получают почти в каждой второй семье северян.


- Информирование населения о состоянии их накопительных и страховых вкладов в счет будущей пенсии - обычная практика во многих странах мира. У нас это делается впервые. И мы сегодня начинает работать по - новому в первую очередь на молодое поколение, начиная с 14 - летних. Кто - то из них минувшим летом заработал первые деньги, а это означает, что в накопительной части их будущей пенсии появились первые взносы. О чем мы своими письмами и ставим их в известность. Т.е. уже с этого возраста наша молодежь начнет понимать, что обеспечение своей старости во многом будут зависеть от них самих, от того, сколько они заработают своим трудом в активный период жизни.


- Как идет работа по доставке этих посланий и какому количеству жителей района они предназначены?

- По линии федеральной почтовой службы на район получено 4810 писем. Кроме того, более 1300 посланий мы должны доставить адресатам своими силами. Чем и занимаемся после основной работы, по специально составленному графику. Объясняется это тем, что по централизованной доставке не уложились в сроки в связи с громадным объемом работы и чисто техническими причинами организации такого масштабного в рамках всей страны дела.

Непросто это сделать и в специфических условиях нашего региона. Дело в том, что свои уведомления мы должны вручить до 31 декабря, а многие старатели после сезона золотодобычи уже уехали на "материк" и вернутся сюда только весной. Поэтому могут возникнуть всякие недоразумения в связи с выбором страховой компании. Но в любом случае стоит напомнить, что накопительные средства тех граждан, кто не успел или не захотел воспользоваться услугами частных страховых компаний, не пропадут и будут переданы в государственное управление. Об этом мы попозже в обязательном порядке уведомим каждого обладателя накопительного счета.


-Какая доля получателей "писем счастья" приходится в районе на старателей?

- Большую часть работодателей составляют у нас золотодобывающие предприятия. На них приходится около 70 процентов поступлений в бюджет Сусуманского пенсионного фонда и примерно половина адресатов наших посланий. В этой связи хотелось бы еще раз напомнить горнякам о главном: механизм пенсионной реформы запущен и уже действует, обратного хода, как говорится, нет. Получая наши письма, некоторые люди приходят к нам и говорят о своем несогласии с размером накопительных и страховых взносов, - должно быть, дескать, больше, чем написано в вашем извещении. В этих случаях мы им и отвечаем: товарищи дорогие, читайте внимательно законы и наши многочисленные разъяснения в местной газете и требуйте от своих работодателей полного соблюдения ваших пенсионных прав. Начиная с начисления и перечисления ваших накопительных и страховых средств, из которых и складывается индивидуальный пенсионный капитал. У молодежи в перспективе, несомненно, будет более современное представление о взаимоотношениях с работодателем, о том, как и за счет чего формируется будущая пенсия. А у старшего поколения зачастую преобладает единственная установка: вы ( т.е. пенсионный фонд и другие государственные службы) обязаны и должны сделать все в лучшем виде. Да, непосредственно процесс пенсионных платежей на предприятиях контролирует налоговая инспекция. Постоянно занимаемся этим и мы, прекрасно зная, что все равно люди придут к нам. Поэтому говорим руководителям о задержках в перечислении денег и о предоставлении ложных сведений, что называется, открытым текстом: "Что же вы делаете, ребята? Вы же обманываете своих же коллег - работников?" Однако сами настоящие или будущие пенсионеры в подавляющем большинстве не требуют от своих работодателей разъяснений и не добиваются соблюдения своих конституционных прав. В суд по этим вопросам обращаются в единичных случаях, зато нарушения на предприятиях в ходе назначения пенсий происходят в массовом порядке.


С чем только не приходится сталкиваться! Очень много претензий, например, к назначению льготных пенсий. Приписывают даже трудовой северный стаж ( по одному такому случаю мы обратились в правоохранительные органы для привлечения виновного к уголовной ответственности). В предоставленных сведениях на работников указывают адреса давно не существующих населенных пунктов, - вроде Адыгалаха и Буркандьи. Безнадежно теряют архивные документы или не передают их на хранение. И со всем этим и другим багажом претензий люди обращаются почему - то в основном к нам, а не к своим работодателям. Хотя, по - сути, пенсионную реформу надо начинать с них, поскольку именно на трудовых местах зарабатываются пенсионные права.


- Раиса Яковлевна, известно, что по ходу реформы забота о накопительной составляющей является по объективным причинам актуальной не для всех. Как выглядят работодатели района в формировании страховой части обеспечения работающих и потенциальных пенсионеров?

- Для работающих пенсионеров крайне важно, чтобы страховые взносы делались работодателями без задержек и переносов на следующие периоды, поскольку от этого зависит увеличение пенсии в первой половине очередного года. К сожалению, не все это понимают в должной мере. Например, в золотодобывающих предприятиях "Арктур", "Нексикан - золото", "Нептун" и в ряде других коэффициент уплаты страховых взносов составлял на конец октября от 0, 15 до 0,5, что недопустимо мало к концу года. С самой положительной стороны в этом смысле зарекомендовали себя многие старательские артели, входящие в состав Сусуманского ГОКа и особенно - горно - добывающей компанию "Берелех", где выполнили свои страховые обязательства почти на сто процентов. Это "Чай - Урья", "Монолит", "Василек", "Труд - 2", "Элита" и другие. Тем самым предприятия обеспечили на следующий год своим работающим пенсионерам гарантированное увеличение пенсий. В этой части, надо сказать, мы уже в основном убедили руководителей в необходимости и необратимости реформы. Т.е. люди сами увидели и почувствовали конкретную отдачу от страховых взносов в виде реальной прибавки к доходам. Хотя раньше, надо сказать,многие сомневались в этом.


- Известно, что в Сусуманском районе численность работающего на золотодобыче населения уступает количеству пенсионеров, которые в последнее время более активно переселяются на "материк". Как это обстоятельство сказывается на работе вашего учреждения?

- И без этого всплеска миграции населения района к нам приходит из ЦРС, ближнего и дальнего зарубежья масса запросов, связанных с назначением и перерасчетом пенсий. Ведь не так давно чуть ли не полстраны работало на Северах. Всем помогаем, чем можем: разыскиваем предприятия и архивы, консультируем по новому и часто меняющемуся законодательству, делаем запросы, пересылаем ответы. И, конечно, приятно, когда удается кому - то помочь и получить в ответ благодарность. Это происходит довольно часто. Не так давно, например, получили письмо даже из Израиля, - от бывших северян Обуховых, которым мы помогли в назначении пенсии по архивным делам.


- Любопытно, о чем же пишут в Сусуман из такой дали. Нельзя ли ознакомить с этим письмом читателей газеты?

- Пожалуйста, тем более, что оно короткое. "Привет, Сусуман! Уважаемая госпожа Дзодзикова, большое вам спасибо за внимание к бывшим труженикам Севера. Вот уже три года, как бьемся с Москвой об установлении нашей колымской пенсии. Вся проблема, что мы оказались не гражданами России ( забрали гражданство взамен въезда в Израиль на постоянное место жительства). Вот немного воспряли духом, что нас северяне еще помнят. Ведь вся жизнь молодая прошла в Сусумане. Как хотелось бы побывать в наших краях еще раз! Желаем сусуманцам быть здоровыми, добрыми, счастливыми. С уважением, пенсионеры Обуховы".


- До конца года осталось меньше двух месяцев. Что в этот период представляется для районного пенсионного Фонда главным?

- В первую очередь, необходимо, чтобы за это время работодатели успели предоставить нам все необходимые сведения за текущий год по трудовому стажу и заработкам своих работников, на основе которых мы сделаем расчеты по пенсиям на 2004 год. Это крайне важно сделать еще и потому, что в настоящий момент в нашей службе формируется единая общероссийская компьютерная база данных, где, как на ладони, будет отражена вся трудовая деятельность работающих граждан.

Кроме того, наряду с информированием населения о накопительной части пенсионного обеспечения, то же самое будем делать относительно состояния страховых счетов. Что, опять же, позволит людям лишний раз сверить наши данные, с данными работодателей, и, соответственно, - даст пенсионерам дополнительную возможность контролировать размер и своевременность взносов.

Мухамеджан Сахипов.
Date: Monday, November 17, 2003, 3:42:41 AM

 

Copyright © 2003, редакция газеты "Горняк Севера". All rights reserved.
При цитировании информации гиперссылка на www.susuman.narod.ru обязательна
gornyak@su.msi.ru


Hosted by uCoz