• К 50-летию Сусуманского района •
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
В СУСУМАНСКОМ РАЙОНЕ
... На далекой окраине страны, вблизи реки Берелех, раскинулся поселок Сусуман. 1939год. В поселке открывается начальная школа. 16 сентября веселый звонкий смех детей наполнил небольшие классные комнаты. В некоторой тесноте школа закончила первую четверть. С начала второй четверти первые три класса переехали в новое здание школы. Через несколько дней туда переехал и четвертый класс. С 17 мая четвертый класс начал готовиться к испытаниям. Это первые испытания и первый выпуск в Сусуманской школе. С выпуском четвертого класса школа становится неполной средней. С 1 июня открыт прием учащихся во все классы - с первого по девятый.
Газета "Стахановец", июнь 1940 г.
* * *
Так началась история развития системы образования в нашем районе. На первом занятии присутствовало 23 ученика, через год в ней обучалось 50 ребятишек под руководством двух педагогов, приехавших по комсомольским путевкам. В этом же году на живописном берегу реки для летнего отдыха детей был открыт первый пионерский лагерь.
* * *
Приметой начала 50-х годов стала организация школ рабочей молодежи. Их было четыре и именно они сыграли определенную роль в повышении уровня образования взрослого населения. Помните фильм "Большая перемена"? Хоть и снят он был лет на двадцать позже, но статус, характер и атмосфера "вечерок" были именно такими: сюда совершенно осознанно шли за знаниями серьезные рабочие люди и, получив их, многие не останавливались, учились дальше и становились руководителями среднего и даже высшего звена. Кстати, по рассказам очевидцев, в школе рабочей молодежи можно было получить и какую - либо профессию
В 1954 году в Сусумане был создан отдел народного образования, который возглавила В. П. Сорокина.
Одним их знаковых событий 1955 года стало проведение первой олимпиады школьников. К сожалению, в газете "Сусуманский рабочий" не прошло никакой информации по этому поводу, но, думаю, праздник знаний получился ничуть не меньший, чем сейчас, а победители, пожалуй, радовались сильнее нынешних - и время другое, и чувства другие.
В 60-70-е годы учреждения образования района наработали достаточный авторитет для того, чтобы на их базе проводились слеты, научные конференции и другие мероприятия. Только в 1964 году прошли: вторая областная научно - практическая конференция работников школ - интернатов, северных интернатов, школ и групп продленного дня; областной слет юных натуралистов и членов ученических бригад; одиннадцатая областная спартакиада школьников, в которой команда района заняла третье место.
С 1969 года в учебно - воспитательный процесс началось внедрение новых программ. Это было интересно прежде всего самим учителям: уроки стали проходить в более быстром темпе, в работе использовалось большое количество дидактического материала, наглядных пособий. Высоких результатов достигли учителя начальных классов В. М. Селезнева (Большевистская СШ), К. П. Иванова (Широкинская СШ), В. А. Спицина (СШ №1) и многие другие.
Одной из примет 80-х годов стало совершенствование системы трудового воспитания и профессиональной ориентации. Школьники могли получить профессию машиниста-бульдозериста, механизатора сельского хозяйства, водителя, автослесаря, секретаря-машинистки, младшего продавца, медсестры, повара и некоторые другие.
В 1986 году две школы района перешли на обучение детей шестилетнего возраста. К 1 сентября здесь были созданы все необходимые для этого условия: выделены отдельные здания, оборудованы классные, игровые, спальные комнаты, подготовлены наиболее опытные учителя. В этом же году в учебный план был введен курс "Основы информатики и вычислительной техники" в девятых классах, велось преподавание нового предмета "Этика и психология семейной жизни".
Экспериментальная и инновационная работа стала активно внедряться в учебный процесс с 1989 года. С 1 сентября школы перешли на пятидневную учебную неделю.
* * *
Ярким положительным моментом начала 90-х годов явилось открытие лицея в Сусумане. Инициаторами и непосредственными участниками создания учреждения нового типа были заслуженные учителя РФ Е. Н. и А. М. Шевелюки. Лицей был организован при магаданском филиале Хабаровского политехнического института. В обучении и воспитании внедряется личностно - ориентированный подход, компьютеризация. Обучение ведется по трем профилям: социально- экономическому, физико-математическому, химико-биологическому.
Тесное сотрудничество с Северным международным университетом способствует научно-теоретической подготовке лицеистов и их поступлению в высшие учебные заведения. За время своего существования лицей выпустил 307 учащихся, из них 53 медалиста.
Педагогические коллективы района работают над обновлением содержания образования, совершенствованием образовательного процесса. Дошкольные учреждения успешно реализуют авторскую программу "Детский сад - дом радости", "Изобразительная деятельность и художественный труд" и другие.
В 1993 году начинается эксперимент по "Оценке достижений учащимися общеобразовательных стандартов" на уроках математики в 6-9 классах, вводится региональный курс "Литература народов Крайнего Северо-Востока России".
Внедряется система развивающего обучения Занкова, информационно-ценностный подход в обучении чтению, углубленно изучается математика и литература. В некоторых школах вводятся новые курсы и дисциплины: этика, сценическое искусство и хореография, риторика. В середине 90-х годов часть школ переходят на работу по базисному учебному плану.
Совершенствуется деятельность районной методической службы по повышению профессионального мастерства педагогов. С 1993 года проводится конкурс "Педагог года", конкурс авторских программ.
В 1994 году вводится новая процедура аттестации педагогических и руководящих работников. Более 100 педагогов подтверждают присвоенные ранее звания "Старший учитель", "Учитель-методист" и претендуют на получение первой и высшей квалификационных категорий по должности "учитель".
Основная задача, которую ставят перед собой педагоги, - повышение эффективности урока, качества знаний учащихся, привитие интереса к учению.
Все это приводит к позитивным изменениям. Увеличивается число педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные формы обучения: опорные конспекты, блочная форма подачи учебного материала, парный опрос.
В 2000 году первые выпускники школ поступают в Северный международный университет по целевому набору. Ученики, достигшие высоких показателей в учебе, получают стипендии губернатора области и главы района. Отличительным моментом последних лет является открытие компьютерных классов в четырех школах (лицей, СШ п. Мяунджа, СШ №1 г. Сусумана, СШ п. Холодный), два из них имеют выход в Интернет. Совершенствуются формы и структура органов ученического самоуправления, особый интерес, в том числе и областной избирательной комиссии, вызывает деятельность Школьной демократической республики в СШ п. Мяунджа, ученического Совета лицея. Эффективно работают учреждения дополнительного образования, о чем свидетельствуют успехи их воспитанников, в кружках и секциях занимаются почти 600 школьников.
Район по праву гордится такими учителями, как И. А. Зотова, Л. Ф. Партолина, Н. Ф. Кислов, Л. И. Георгиева и другие. Магаданским областным институтом повышения квалификации обобщен опыт работы заслуженного учителя РФ Т. Г. Соболевской (лицей) и В. Н. Демидовой (СШ п. Мяунджа).
Гордость района - его выпускники: боксеры, чемпионы России, Европы и мира В. Яковлев, А. Лебзяк, А. Зоров, известный актер Е. Шифрин. Лучшие учащиеся приглашаются на учебу в физико-математическую школу и вузы Новосибирска. Четверо учащихся вошли в сборник "Лучшие выпускники образовательных учреждений Магаданской области 2002 года".
Признанием успешной работы отдела образования является проведение на его базе в 2002 году коллегии управления образования области и семинара - совещания руководителей муниципальных органов образования.
|