• Призывнику на заметку •
Что вы знаете об альтернативной службе?
Дважды в год военный комиссариат Сусуманского района призывает молодых ребят служить в Вооруженные Силы Российской Федерации. Подводя итоги весеннего призыва 2004 года, хотелось бы отметить, что большинство юношей проявили себя обязательными и законопослушными гражданами. Среди них: Ачкальда Сергей Алексеевич, 1986 г. р.;
Антонов Григорий Викторович, 1982 г. р.; Будинский Алексей Владимирович, 1983 г. р.; Бриндзак Александр Викторович, 1984 г. р.; Литвинов Николай Викторович, 1985 г. р.; Одюков Кирилл Вячеславович, 1984 г. р.; Зарубин Денис Сергеевич, 1985 г. р.; Романенко Федор Николаевич, 1982 г. р.; Русаков Тимур Александрович, 1986 г. р.; Чкараули Тамаз
Арменович, 1986 г. р.; Редьков Петр Владимирович, 1986 г. р.; Тарасов Станислав Алексеевич, 1984 г. р.; Русецкий Олег Станиславович, 1983 г. р.; Харитонов Александр Александрович, 1985 г. р.; Толпыгин Роман Николаевич, 1984 г. р.; Семин Николай Станиславович, 1986 г. р.; Сабуцкий Виктор Викторович, 1984 г. р.; Щербаков Михаил
Ибрагимович, 1983 г. р.; Власов Иван Александрович, 1983 г. р.; Новак Алексей Сергеевич, 1986 г. р.; Марченко Алексей Александрович, 1986 г. р.; Кулинич Денис Васильевич, 1984 г. р.; Харламенко Евгений Валентинович, 1985 г. р.; Винников Андрей Николаевич, 1980 г. р.; Шевченко Егор Сергеевич, 1986 г. р.; Шерудило Владимир Владимирович,
1982 г. р.; Пахалов Григорий Валентинович, 1981 г. р.
Хочу выразить благодарность родителям этих ребят за воспитание в сыновьях таких понятий, как честь, любовь к Родине, служение долгу. Ваши сыновья продолжат традиции российского воинства и через два года вернутся домой настоящими мужчинами, способными защитить свою Родину, свой город, свою семью!
Однако нельзя не сказать о том, что некоторые граждане продолжают уклоняться от исполнения своего конституционного долга, считая, что это останется безнаказанным. Но, как показывает практика, далеко не всегда "удача" стоит на стороне "уклонистов".
В 2004 году гражданин Гайсанов Р. Х-М. приговорен Сусуманским районным судом к шести месяцам лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного ст. 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации, а именно за уклонение от прохождения военной службы по призыву.
В настоящее время за совершение аналогичного преступления прокуратурой Сусуманского района возбуждено уголовное дело в отношении гражданина Б.
Очень часто призывники, не желающие проходить военную службу по призыву, заявляют о желании проходить альтернативную гражданскую службу. При этом большинство из них даже не удосуживается хотя бы прочитать Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе". В связи с этим хочу разъяснить основные положения данного
законодательного акта.
В настоящее время во многих странах официально признано право граждан на отказ от военной службы с условием замены ее альтернативной гражданской службой. К таким странам относятся Франция, Италия, Германия, Австрия, Бельгия, Венгрия, Испания, Швеция, Польша, Латвия, Болгария и другие государства. В большинстве стран, где допускается
замена военной службы альтернативной гражданской службой, основаниями такой замены являются различные религиозные, этнические, философские и им подобные мотивы, а также мировоззрения, осуждающие всякие войны, и др. Однако следует отметить, что наиболее часто узаконенным основанием для отказа от военной службы являются религиозные
убеждения.
Большую практику замены военной службы альтернативной гражданской службой имеет Германия, в которой закон о введении для лиц, не желающих служить в вооруженных силах, альтернативной службы был одобрен бундестагом 2 декабря 1959 г. В качестве основной причины отказа от службы в армии молодые немцы чаще всего называют свои
религиозные убеждения, ссылаясь на положения своей веры, запрещающие им брать в руки оружие. Религиозные мотивы являются наиболее убедительными для экспертных комиссий. Однако такой гражданин должен доказать, что он действительно является верующим, членом какого-либо церковного прихода. Члены комиссии выносят свое решение, опираясь на
результаты беседы с "отказчиком", в ходе которой он должен "достаточно убедительно" ответить на поставленные ему специально подобранные вопросы.
Институт альтернативной службы не является новым и для законодательства России. Еще в 1919 г. декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР было признано право верующих на замену военной службы на иную общеполезную работу. Данная замена должна была производиться по решению суда. Аналогично решался вопрос и в законодательстве СССР до
принятия в 1939 г. Закона о всеобщей воинской обязанности.
В настоящее время согласно ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Вместе с тем ч. 3 ст. 59 Конституции предусматривает, что гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой, т. е. принятие закона о такой службе прямо
предусмотрено Основным законом России.
С 1 января 2004 года на территории Российской Федерации вступил в действие Федеральный закон Российской Федерации "Об альтернативной гражданской службе".
Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности.
Особенность альтернативной гражданской службы заключается в том, что она осуществляется: во-первых, в интересах общества и государства; во-вторых, взамен военной службы по призыву.
Альтернативная гражданская служба не является разновидностью государственной, в том числе военной или муниципальной службы. В то же время альтернативная гражданская служба как разновидность социальной деятельности в обществе, с одной стороны, обеспечивает другие виды социальной деятельности (например, государственную, в том числе
военную, и муниципальную службу, деятельность в сфере здравоохранения, социального обеспечения граждан и др.), а с другой - реализует конституционное право граждан на возможность отказа от исполнения воинской обязанности в форме прохождения ее по призыву.
Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть реализовано при соблюдении следующих условий: если несение военной службы противоречит его убеждениям; если несение военной службы противоречит его вероисповеданию; если он относится к коренному малочисленному народу, ведет
традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
Конституция Российской Федерации (ст. 28) гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Указанные права соответствуют гражданским и политическим правам, закрепленным в ст. 18 Пакта о гражданских и политических правах. Право свободно и гласно исповедовать свою веру, не подвергаясь преследованиям и дискриминации со стороны государства и общества, составляет основу демократии в конкретном государстве и обществе.
Право граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой корреспондируется с аналогичной нормой, закрепленной в ст. 9 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ, согласно которой
лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Следовательно, законодательство устанавливает следующие условия замены военной службы по призыву альтернативной гражданской службой для указанных граждан, которые применяются в совокупности: принадлежность к малочисленным народам Российской Федерации; ведение традиционного образа жизни; осуществление традиционного
хозяйствования; занятие традиционными промыслами.
К коренным малочисленным народам Российской Федерации относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст.
1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации").
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 24 марта 2000 г. № 255 (с изменениями от 30 сентября 2000 г.)
Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при условии, что они ведут традиционный образ жизни малочисленных народов, т. е. исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их
предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований (ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" № 82-ФЗ).
Направление граждан на альтернативную гражданскую службу возможно при соблюдении ряда условий, под которыми имеются в виду фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение, исключительно при наличии которых и могут возникнуть отношения по осуществлению альтернативной гражданской службы. К таким условиям относятся:
наличие гражданства Российской Федерации; гражданин должен быть мужского пола; соответствие возрастному цензу, т. е. наличие возраста от 18 до 27 лет; гражданин не должен состоять в запасе; наличие права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой; гражданин должен лично подать заявление в военный комиссариат о
желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой; наличие принятого призывной комиссией в отношении гражданина заключения о замене этому гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Решение призывной комиссии о замене конкретному гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой будет правомочно только в том случае, если есть соответствующее волеизъявление гражданина, которое зафиксировано в письменном заявлении в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву
альтернативной гражданской службой.
Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1
октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Нарушение срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в силу п. 4 ст. 12 закона является основанием для отказа гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Указанное заявление подается гражданином, желающим осуществить указанную замену, только лично. Закон не предусматривает возможности подачи заявления какими бы то ни было представителями, даже если они уполномочены на такое действие заявителем на основании доверенности. Такая доверенность не будет соответствовать закону, поскольку он
устанавливает единственное возможное правило для совершения указанного действия - личная подача заявления в соответствующую призывную комиссию.
В то же время необходимо иметь в виду, что гражданин, подавший заявление, может в любой момент до принятия призывной комиссией решения отказаться от своего права на замену, подав соответствующее заявление в призывную комиссию.
Закон предъявляет определенные требования и к содержанию подаваемого гражданином заявления о замене ему военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Согласно этой норме граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны привести основания,
свидетельствующие о том, что несение военной службы действительно противоречит их убеждениям или вероисповеданию, в связи с чем в своем заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданину необходимо указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. Гражданин должен
представить достаточные доказательства, подтверждающие два значимых обстоятельства.
Первое обстоятельство, подлежащее доказыванию, заключается в представлении всех необходимых документов, сведений, а также иной информации о наличии у гражданина определенного, вполне конкретного убеждения или вероисповедания.
Второе обстоятельство, которое также подлежит доказыванию, заключается в представлении достоверных данных о том, что имеющимся у гражданина убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы.
Если хотя бы одно из указанных обстоятельств не будет достоверно обосновано и не будут для этого представлены все необходимые доказательства, то гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Закон устанавливает, что к заявлению о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу гражданин должен приложить свою автобиографию и характеристику с места работы и (или) учебы в том случае, если он на момент подачи заявления работает (работал) и (или) учится (учился). Кроме того, закон предоставляет гражданину право к
заявлению приложить другие документы.
При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина. В
связи с этим при подаче гражданином заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой помимо документов, подтверждающих доводы этого гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, этот гражданин в числе других документов вправе приложить к своему заявлению также и
копии документов, свидетельствующих о наличии у него соответствующего образования, специальности, квалификации, опыта предыдущей работы, состояния здоровья, семейном положении.
При подаче гражданином заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой гражданину военным комиссариатом выдается документ, подтверждающий регистрацию заявления.
Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.
О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.
Закон не допускает возможность рассмотрения призывной комиссией заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в его отсутствие на заседании этой призывной комиссии.
В случае если гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины, ему может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Закон устанавливает три основные уважительные причины неявки гражданина на заседание призывной комиссии: заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие
в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина.
Следует отметить, что перечень уважительных причин неявки граждан на заседание призывной комиссии не является исчерпывающим и законом допускаются иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
Причина неявки должна быть документально подтверждена. Данное условие является обязательным.
Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:
выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
анализа документов, представленных гражданином;
анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.
По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Закон содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии (установлении) которых гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой:
он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;
характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.
Закон устанавливает общее правило, согласно которому граждане проходят альтернативную гражданскую службу за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают (т. е. по экстерриториальному принципу). Под территорией субъекта Российской Федерации, в котором граждане постоянно проживают,
понимается их место жительства на территории соответствующего субъекта, т. е. место постоянного или преимущественного проживания гражданина (ст. 20 ГК РФ). А это означает, что граждане, призванные в Сусуманском районе, будут направлены для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы Магаданской области.
Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим
направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц.
Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 36
месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев.
Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает:
подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;
рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;
явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;
явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.
На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения призывной комиссии, которое может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения копии указанного решения в призывную
комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд, а решение военного комиссара - военному комиссару соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.
Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или военному комиссару соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии или военного комиссара приостанавливается до
вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации, военным комиссаром соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения копии указанного решения. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, для чего гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, должен явиться в военный
комиссариат в срок, указанный в повестке военного комиссариата, и получить под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.
Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения.
Закон предусматривает возможность обжалования гражданином в суд решения призывной комиссии об отказе гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и правовые последствия этого обжалования.
Жалоба подается по усмотрению гражданина в суд по месту его жительства либо в суд по месту нахождения государственного органа, должностного лица.
ВОЕННЫЙ КОМИССАР СУСУМАНСКОГО РАЙОНА подполковник Гилев
|