• Информационная страница •
МОЯ РАБОТА - ЗАЩИЩАТЬ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Отчет о работе в Государственной Думе за 2000 - 2003 годы депутата от Магаданской области Владимира Буткеева
Всю мою депутатскую деятельность можно разделить на законодательную, работу по применению законов на практике, в первую очередь, на территории нашей области, и работу с избирателями. Конечно, деление это условное, так как направления тесно связаны между собой.
Моя законодательная работа проходила на пленарных заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации, в профильных комитетах и комиссиях, на встречах с членами Правительства РФ.
За указанный период мною внесено более пятидесяти законопроектов и около полутора тысяч поправок, основная часть которых уже принята, другие пока в работе. Подробнее остановлюсь на наиболее важных из них.
Пенсионное законодательство
В 2000 г. я внес в Думу законопроект о выплате пенсий с северным коэффициентом жителям Севера, выезжающим на "материк". Мое предложение было принято, позднее эта норма вошла в новый Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который вступил в силу с 1 января 2002 г.
В марте 2001 г. президент подписал принятый Госдумой Закон "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации". По нашей совместной с депутатом В. Савостьяновой инициативе из него исключена статья 5, которая была тормозом в получении российской пенсии на Украине, в Белоруссии и других бывших союзных республиках. В пенсионном обеспечении действовало не ратифицированное Государственной Думой Соглашение со странами СНГ, по которому россиянам, если они выезжали, к примеру, в Киев, выплачивали украинскую социальную (минимальную) пенсию в размере 75 гривен (около 450 рублей). Однако и после вступления закона в силу Пенсионный фонд РФ продолжал руководствоваться устаревшим Соглашением. Я направил депутатский запрос премьеру М. М. Касьянову о том, что Пенсионный фонд РФ не исполняет закон. Вслед за этим выступил с инициативой о парламентском запросе Госдумы, который содержит предложение о выходе России из указанного Соглашения. Лично встречался с премьером по этой проблеме и с его заместителем Валентиной Матвиенко. В настоящее время обратился с депутатским запросом к президенту В. В. Путину.
Напрямую защитил интересы северян законопроект, одним из авторов которого я являюсь, об изменениях и дополнениях в Законы "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий в Российской Федерации". Подписанный президентом закон вступил в силу с 1 августа 2001 г., установив для северян повышенный индивидуальный коэффициент пенсионера.
Работая над пакетом законов по пенсионной реформе, внесенным президентом, мы совместно с депутатом О. Дмитриевой отстояли право работающих пенсионеров получать пенсию в полном объеме.
21 июня 2003 года Государственной Думой принят в первом чтении законопроект о применении районного коэффициента к базовой части пенсии. Я являюсь одним из тринадцати авторов этой законодательной инициативы, которая позволит с 1 января 2004 года повысить пенсии жителям Магаданской области на 420 рублей.
Уже два года в Государственной Думе идет борьба за принятие закона о нестраховых периодах и льготном исчислении стажа. Я один из авторов этого закона, восстанавливающего пенсионные права россиян, отнятые с 1 января 2002 года. Закон предлагает учитывать при исчислении трудового стажа периоды ухода за детьми, учебу в вузах, уход за ребенком - инвалидом, службу в армии и самое главное для северян - льготное исчисление трудового стажа (год - за полтора). Дважды Совет Федерации закон блокировал - даже в согласованном варианте. В мае 2003 г. Госдума рассматривала его в третий раз. От группы "Регионы России" я выступил на пленарном заседании, призвал проправительственные фракции голосовать за преодоление вето на закон, который ждут миллионы россиян. Однако из-за позиции центристов (депутатов "Единой России"), которые вообще не голосовали, не удалось набрать конституционное большинство - 300 голосов. Преодоление вето поддержали 255 депутатов. В сентябре-октябре мы намерены еще раз вернуться к закону и поставить его на голосование.
Кроме того, мною совместно с несколькими депутатами направлено обращение в Конституционный Суд РФ с требованием признать норму закона о лишении пенсионеров нестраховых периодов и льготного исчисления стажа - неконституционной. Рассмотрение нашего обращения запланировано на осень 2003 года, мы добьемся восстановления пенсионных прав северян.
Трудовое законодательство
Горячие споры в 2001 г. вызвало принятие нового Трудового кодекса. В составе группы депутатов, которую возглавил О. Шеин, мы разработали альтернативный правительственному законопроект нового ТК. Он исключал возможность оплаты труда в натуральном выражении (произведенной продукцией), отменял сверхурочную работу, предусматривал поэтапный переход на 35-часовую рабочую неделю и минимальную заработную плату не ниже минимального прожиточного уровня жизни, расширял права профсоюзов, то есть защищал права наемных работников. При рейтинговом голосовании проект набрал 189 голосов, что обеспечило включение большинства наших предложений в правительственный вариант. Вместе с коллегами из Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока удалось отстоять трудовые права работников Крайнего Севера. В новый Трудовой кодекс вошла целая глава о наших северных гарантиях.
25 октября 2001 г. Госдума приняла Закон "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы". Этим законом предусматривалось почти двукратное повышение зарплаты врачам, учителям, работникам культуры. По моему предложению Госдума приняла постановление о приглашении на пленарное заседание 30 ноября (в этот день федеральный бюджет-2002 рассматривался в третьем чтении) премьера Михаила Касьянова для выступления о финансовой политике правительства по повышению зарплаты бюджетникам. Тогда в регионах многие из них не ощутили реального увеличения заработка, поскольку лишились надтарифных надбавок, доплаты за совмещение и т. д. Руководители администраций субъектов РФ объясняли это недостаточным финансированием из Москвы. Мне удалось провести через Думу постановление о прямой телевизионной трансляции выступления премьера, его ответов на вопросы депутатов. Бюджетники из первых уст получили информацию о том, какие меры принимает правительство по выполнению этого закона.
Социальная и северная политика
В области социальной политики отстаивал права северян, ветеранов, инвалидов, бюджетников, детей, что и обещал вам, мои избиратели.
В весеннюю сессию 2002 г. удалось объединить депутатов разных фракций в поддержку моей поправки в законопроект "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2002 г.". Убеждал и своих коллег, и председателя Пенсионного фонда М. Ю. Зурабова в том, что проезд пенсионеров-северян к месту отдыха и обратно должны финансировать из бюджета ПФ. Норма об оплате проезда закреплена законом "о Северах", но воспользоваться ею пенсионеры могли, к сожалению, только по решению суда. Моя поправка о "выделении в бюджете Пенсионного Фонда отдельной строкой 3,2 млрд. рублей на оплату проезда в ЦРС неработающим пенсионерам-северянам" вызвала жесткое сопротивление не только со стороны руководства Пенсионного фонда и правительства, но и депутатов проправительственных фракций. Тем не менее, на пленарном заседании 12 апреля 2002 года мое предложение было поддержано большинством депутатов. Мы заставили ПФ оплачивать проезд пенсионеров-северян на "материк" и обратно. И если раньше я помогал пенсионерам добиваться оплаты проезда только через суд, то теперь Магаданская область стала регулярно получать деньги на эти цели из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Знаю, как много пожилых людей, проживающих в нашей области, хотят уехать на "материк" - очереди на жилищные субсидии год от года не уменьшаются. Во многом потому, что действовавший механизм их распределения был неэффективен. Я добивался того, чтобы северянам выделяли не гарантийные письма, а жилищные сертификаты, что избавило бы выезжающих от многих проблем. В 2002 г. Госдумой принят новый закон, он предусматривает адресную направленность денежных средств федерального бюджета посредством предоставления гражданам жилищных сертификатов.
Продолжается работа по восстановлению дореформенных вкладов граждан. При рассмотрении в прошлом году федерального бюджета-2003 предложил увеличить его доходную часть на 20 миллиардов рублей. За счет прибыли Сбербанка, где основным акционером является государство в лице Центробанка. Есть принятые Госдумой законы, есть Указ президента Ельцина от 24 декабря 1993 г. "О единовременных компенсациях вкладчикам Сбербанка Российской Федерации, имевшим вклады на 1 января 1992 г.", но правительство как бы не замечает их. Мол, на эти цели в государственной казне нет денег, прежде надо выплатить внешний долг. Но почему правительство должно отдавать предпочтение иностранным гражданам, забывая о своих? Говорил об этом министру финансов А. Л. Кудрину, когда он встречался с нашей группой "Регионы России". Предлагал рассмотреть возможность погашения вкладов по схеме: долги в обмен на инвестиции, товары и услуги. Наверное, многие граждане согласились бы получить отечественные товары, акции, земельные наделы или оплатить долг по жилищно-коммунальным услугам. Отстаивая интересы российских вкладчиков, предложил увеличить доходную часть бюджета на 20 млрд. рублей за счет прибыли Сбербанка РФ и направить эти деньги на возврат дореформенных вкладов.
В 2000 году правительство предприняло очередную попытку изменить порядок финансирования северных льгот, предусмотренных Законом "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В федеральном центре решили, что оплата льгот по силам региональным и местным бюджетам, а также - работодателям. По инициативе правительства был внесен соответствующий законопроект. Я неоднократно выступал против этого предложения на заседаниях профильного думского комитета и палаты в целом. Удалось убедить депутатов в том, что попытка переложить государственные северные гарантии и компенсации на плечи местных бюджетов и работодателей приведет к сворачиванию экономики Севера и массовому оттоку населения из этих регионов. В мае 2003 года палата проголосовала за снятие с рассмотрения указанного законопроекта.
21 июня 2003 года Государственная Дума приняла закон об увеличении в два раза стипендий для студентов высшего и учащихся среднего профессионального образования, который я активно поддержал.
В весеннюю сессию 2003 года мною внесен законопроект об увеличении детских пособий с 70 до 300 рублей. А для матерей-одиночек и тех, у кого отцы служат в армии, - до 600 рублей. Это пособие в районах Крайнего Севера должно выплачиваться с районным коэффициентом.
Экономический блок
Коротко остановлюсь на экономическом блоке. Как депутат от горнодобывающего региона вношу законопроекты и поддерживаю законодательные инициативы своих коллег по развитию горных отраслей, либерализации рынка драгоценных металлов. Закон "О внесении дополнений в статью 20 ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", инициатором которого я являюсь, принят Думой в феврале 2001 г. Он уточняет положения об операциях с минеральным сырьем, содержащим драгметаллы, укрепляет рыночные основы в горном деле. Устранил барьеры в экспортно-импортных операциях для горнодобывающих предприятий Закон "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", принятый Госдумой в апреле 2001 г.
Назову еще ряд законов, которые непосредственно влияют на жизнь нашей области. Это принятые Госдумой и одобренные Советом Федерации изменения в Закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", разрешающие физическим лицам заниматься добычей драгоценных металлов при наличии соответствующей лицензии. С губернатором Н. Н. Дудовым мы договорились о необходимости упрощения порядка лицензирования для индивидуальных предпринимателей, пожелавших заниматься вольным приносом. Данный закон не был подписан президентом, и в настоящее время ведутся согласительные процедуры.
В июне 2003 года принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом закон о разработке золоторудного месторождения "Наталка" в Тенькинском районе на условиях соглашения о разделе продукции (льготный налоговый режим). Мне пришлось пройти горячие дебаты в профильных комитетах обеих палат. Надо отметить, что все другие законы подобного рода были отклонены. Принятый закон создал привлекательные условия для инвесторов, которые уже сегодня готовы вложить миллиарды рублей в развитие месторождения. Тогда рудник им. Матросова, который разрабатывает "Наталку", станет одним из локомотивов экономики Магаданской области.
К слову, совместно с коллегами - шестью депутатами от горнодобывающих регионов - мне удалось добиться отмены вывозных таможенных пошлин на серебро с января нынешнего года. Это делает серебро, добытое горными предприятиями Магаданской области, конкурентным товаром на мировых рынках.
В июне 2003 года Государственная Дума приняла Закон "О связи". В первоначальном варианте этого закона правительство предлагало отменить льготы по услугам связи, лишить абонентов права выбора формы оплаты этих услуг, то есть перевести всех на повременную плату за пользование телефоном. Я активно выступал против этого. Вместе с коллегами мы внесли необходимые поправки, а на заседаниях рабочей группы, профильного комитета убедили коллег и чиновников из министерства в необходимости их принятия и отстояли права граждан. Принятый закон предоставляет абонентам право выбора формы оплаты за пользование телефоном, решает проблему телефонизации малых и отдаленных населенных пунктов, предлагает контролировать тарифы на услуги связи.
В декабре 2001 г. по моему предложению в Госдуме прошел "правительственный час", посвященный авиационной безопасности. Для жителей Магаданской области, где только воздушное сообщение с "Большой землей", это особенно актуально. С докладом выступил заместитель министра транспорта А. В. Нерадько, я дополнил его выступление в содокладе. Во избежание авиакатастроф (только в 2001 г. их произошло 39) предложил правительству создать в стране Росавианадзор и Росавиарегистр, а также внести в Думу законопроекты об авиационной безопасности и безопасности полетов на воздушном транспорте.
Реформа армии
Принятие закона об альтернативной гражданской службе было одним из основных обязательств моей предвыборной программы. Государственная Дума приняла в прошлом году закон об альтернативной службе. Он проходил тяжело, упрямо тормозил его штабной генералитет. Наш комитет по законодательству готовил этот закон, и нам удалось отстоять главный принцип: служба без оружия должна быть не наказанием, а альтернативой военной службой. Прошла значительная часть поправок, внесенных мною совместно с депутатами А. Баранниковым и П. Крашенниниковым. Молодые ребята призывного возраста получили возможность на законных основаниях служить без оружия не только на военных, но и на гражданских объектах, по месту жительства. Данный закон вступает в силу с 1 января 2004 года.
Каждый год при утверждении федерального бюджета я активно отстаиваю увеличение денежного довольствия, финансирования строительства жилья для военнослужащих.
Кодификация и процессуальное законодательство
На 2001 и 2002 годы пришелся "пик" судебно-правовой реформы. Как заместитель председателя комитета Государственной Думы по законодательству я активно участвовал в создании необходимой правовой базы. Совместно с руководителем рабочей группы по подготовке нового уголовно-процессуального законодательства депутатом Е. Мизулиной внес в УПК около 900 поправок, большинство из которых было принято. Мы постарались защитить граждан от следственного и судебного произвола, ввели суд присяжных, отменили доследование и институт народных заседателей, уравняли в правах защиту и обвинение, восстановили принцип состязательности, укрепили независимость судей. Новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ действует с 1 июля 2002 года. В сентябре 2003 года наш комитет совместно с главным правовым управлением администрации президента РФ и правовым отделом полномочного представителя президента по Дальневосточному федеральному округу планирует провести в г. Магадане Всероссийское совещание по изучению практики применения нового УПК. На это совещание пригласили руководителей правоохранительных органов и судов всего Дальневосточного региона. Проводя мониторинг применения УПК, мы, члены профильного комитета, обобщаем предложения с мест и вносим их в качестве законодательных инициатив с целью дальнейшего совершенствования процессуального законодательства.
С 1 января 2003 года действует новый Гражданско-процессуальный кодекс. Основная работа по его подготовке легла на наш комитет. Прошло около ста моих поправок. Мы постарались вывести российское процессуальное законодательство на передовые рубежи международного процессуального права, максимально защитить права и интересы участников гражданского процесса. Те, кто сталкивался с судебной системой, понимают, насколько это важно.
Реформа ЖКХ
Правительство в деле реформы ЖКХ попыталось пойти самым простым и удобным для себя путем: свести все к повышению тарифов и лишению льгот тех, кто их сегодня имеет. Правительству проще обидеть немощных и бессильных, чем реально переустраивать сложную систему ЖКХ. Проще за счет ветеранов, инвалидов, доноров и других категорий льготников исправлять собственные огрехи. Первоначальный "драконовский" вариант изменений в Закон "Об основах федеральной жилищной политики", поступивший в Госдуму из правительства, нам, независимым депутатам, удалось провалить. Мы совместно с депутатом О. Шеиным и другими депутатами внесли альтернативный проект закона, предложив не отменять с 1 января 2004 г. действующие для многих категорий граждан льготы, а сконцентрировать усилия на наведении порядка в ЖКХ. Например, установить счетчики на тепло и воду, повышение тарифов проводить только по результатам независимой экспертизы и не чаще одного раза в год. Столкновение двух законопроектов привело к компромиссу. В окончательной редакции принятого закона правительство уступило нам по многим позициям.
Применение законов на территории Магаданской области
Считаю, что мало принять хорошие законы, нужно добиваться их выполнения. Поэтому контроль за исполнением российских законов в нашей области - одно из важнейших направлений в моей депутатской деятельности. Для этого использую все доступные мне правовые средства: парламентские и депутатские запросы, открытые обращения в средствах массовой информации, обращения в Верховный Суд РФ, к областному и Генеральному прокурорам, в Счетную палату РФ, в правительство и к президенту Российской Федерации В. В. Путину.
Так, например, в области складывается критическая ситуация с исполнением судебных решений по гражданским делам. Считая неисполнение судебных решений подрывом основ государства, я обратился к министру юстиции РФ Ю. Чайке с депутатским запросом, а также поднял этот вопрос при встрече с ним. Министр взял под личный контроль работу службы судебных приставов в Магаданской области.
В период за 2000-2002 годы основное беспокойство вызывало использование бюджетных средств в коммерческих целях частными предприятиями. Я неоднократно выступал на заседаниях Магаданской областной Думы, защищая интересы учителей, врачей, работников культуры, требовал от областных депутатов исполнения бюджетных законов и направления средств, в первую очередь, на защищенные статьи, то есть на заработную плату бюджетников, на лекарства, выплату детских пособий, финансирование северных гарантий и компенсаций. Постепенно удалось убедить большинство депутатов, и они делают заявления о необходимости пересмотра своих прежних финансовых решений.
Подключая прокуратуру и суд, мне неоднократно удавалось приостановить рост тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг. Сейчас я вышел с инициативой, которая поддержана мэрией и губернатором области о том, чтобы представители жильцов дома участвовали в приемке работ по содержанию и благоустройству жилья. Без подписи представителя жильцов дома акт приемки работ должен быть недействительным. Считаю, что это реальный шаг реформирования ЖКХ в интересах людей.
В этом году я вторично вышел с инициативой к депутатам областной Думы - принять разработанный мною закон о предоставлении льгот ветеранам труда Магаданской области. Это 50-процентная скидка в оплате жилья и коммунальных услуг, абонплате за телефон, бесплатный проезд на общественном транспорте и другие. Считаю, что присвоение почетного звания ветерана труда должно сопровождаться материальной заботой областных властей о людях, отдавших свое здоровье и лучшие годы колымскому краю.
Другая моя законодательная инициатива на областном уровне - законопроект об уполномоченном по правам человека в Магаданской области. Считаю это очень важным, так как постоянно сталкиваюсь с нарушениями прав человека, особенно со стороны исполнительной власти. Защита прав жителей области, моих избирателей, - важное направление моей депутатской деятельности.
Непосредственная работа с избирателями
Живое общение с избирателями - магаданцами и колымчанами - позволяет выбрать первоочередные задачи в законодательной работе, и, с другой стороны, - оказывать реальную помощь каждому конкретному человеку. Здесь мой рабочий график строится на проведении личных приемов граждан, встреч в трудовых коллективах по всей области, рассмотрении письменных заявлений и жалоб (работа шла по 1635 индивидуальным и коллективным обращениям).
Большим подспорьем для наших жителей стала книжка "Советы Буткеева", которая выходит ежегодно. В "Советах" я даю готовые, отработанные на практике рецепты по защите трудовых, жилищных, пенсионных прав граждан. Эти книжки стали популярны - просьбы выслать их приходят из всех уголков России.
В последней книжке "Советы - 3" большой интерес для северян представляет форма иска, помогающая добиться полного погашения государственного долга по дореформенным сберегательным вкладам.
Регулярно издается информационный бюллетень "Из первых рук", в котором я отчитываюсь о своей работе, в нем также публикуются распечатки голосований, выдержки из стенограмм пленарных заседаний Госдумы по наиболее важным социально значимым законам.
Задачи на осеннюю сессию
Первое и, несомненно, самое главное - восстановить льготное исчисление северного стажа при расчете пенсий, а также - нестраховые периоды.
Второе - принять закон об увеличении детских пособий до 300 рублей, а матерям-одиночкам и на детей, у которых отцы служат в армии, - до 600 рублей (для северян - с районным коэффициентом).
Третье - принять во втором и третьем чтениях закон о применении районного коэффициента к базовой части пенсии для жителей Крайнего Севера. Кроме того, необходимо заставить Пенсионный фонд РФ выплачивать российские пенсии в странах СНГ.
Четвертое - принять во втором и третьем чтениях закон о минимальной заработной плате не ниже минимального прожиточного уровня жизни.
Пятое - внести поправку в Трудовой кодекс РФ об оплате проезда студентам, находящимся на иждивении родителей (до 21 года), к месту отдыха и обратно.
Шестое - внести согласованный с президентом РФ вариант законопроекта о праве физических лиц на добычу драгоценных металлов (о вольном приносе).
Седьмое - добиться через Конституционный Суд Российской Федерации восстановления льгот Почетным донорам России.
При работе над федеральным бюджетом на 2004 год - отстоять финансирование северных гарантий и компенсаций, добиться увеличения денежной помощи из федерального центра (трансфертов), в том числе на "северный завоз", финансирования строительства объектов в Магаданской области по федеральной адресной инвестиционной программе, увеличения жилищных субсидий для выезда на "материк".
Впереди много работы. Уверен, что ваша поддержка поможет добиться намеченного.
В. БУТКЕЕВ, депутат Госдумы
от Магаданской области
июль 2003 года
|