Сусуманскому району - 50 лет
Официальная страница
В рабочей поездке
Выборы - 2003
Итоги
Елисейкин предлагает, разрабатывает, поддерживает
В. Буткеев: моя работа - защищать избирателей
ЕЛЕНА ВЯЛЬБЕ -
Рывок из большого спорта в большую политику
Здоровый образ жизни
Пилотный проект в действии
Визитная карточка
Информационная страница
|
• Пилотный проект - в действии •
30 - 31 октября 2003 года в Москве прошел семинар "Реализация Пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера". Семинар был посвящен обсуждению хода реализации Пилотного проекта и перспективам развития Проекта в трех Пилотных территориях - Воркуте, Норильске и Сусуманском районе Магаданской области.
В семинаре приняли участие первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ А. В. Шаронов, член Совета Федерации от Магаданской области Ю. Е. Засько, заместитель главы Республики Коми А. Ю. Кабин, министр экономического развития Республики Коми И. Е. Стукалов, глава Сусуманского района Магаданской области А. Н. Таланов, заместитель главы г. Норильск по социальным вопросам И. Б. Степаненко.
На встречу были приглашены председатель фракции партии "Единая Россия" в Государственной Думе В.А.Пехтин, представители министерства финансов и министерства труда и социального развития РФ, Сбербанка России, руководители и специалисты Центральной и местных групп реализации Проекта, а также представители Международного банка реконструкции и развития, предоставившего заем российскому правительству на реализацию Пилотного проекта.
После окончания семинара корреспондент побеседовал с руководителем Центральной группы реализации Пилотного проекта Е. Г. Рупасовым и и руководителем Пилотного проекта со стороны Всемирного Банка А. Р. Марковым.
|
Первые уроки и перспективы
Мой первый вопрос к Вам, Андрей Романович. Семинар такого масштаба по Пилотному проекту, на который собрались представители всех сторон, так или иначе участвующих в Проекте и заинтересованных в его реализации, состоялся впервые. Как Вы считаете, он прошел успешно?
А.МАРКОВ. И я, и мои коллеги считаем, что семинар прошел очень успешно. Эта встреча позволила обсудить итоги первого года практической работы по проекту и широкий круг вопросов, с которыми приходится сталкиваться на разных этапах реализации Проекта. Мы все - разработчики Проекта, представители федеральных министерств и те, кто ежедневно включен в работу по Проекту в Москве и в регионах, получили возможность высказать свое мнение, замечания, поделиться опытом. Особенно ценным было одновременное присутствие на семинаре всех трех пилотных муниципалитетов. Обсуждение проходило на общем пленарном заседании и на секциях, которые работали в течение двух дней.
Можно ли сегодня говорить о результатах Пилотного проекта в целом?
А.МАРКОВ. Пилотный проект длится уже более года - о результатах говорить не только можно, но и нужно. С нашей точки зрения, Проект постепенно достигает тех целей, которые перед ним стояли.
Позволю себе сначала напомнить, почему и для чего был разработан Пилотный проект социального реструктурирования районов Крайнего Севера.
С началом проведения экономических реформ российский Север столкнулся с очевидной проблемой - в новых рыночных условиях оказалось, что многие из действовавших на Севере предприятий при переходе на полную самоокупаемость оказались нерентабельны и выжить просто не могут. Себестоимость их продукции, на которую тяжелым бременем ложились высокие транспортные затраты в силу географической удаленности и огромные расходы на обеспечение жизнедеятельности людей в условиях тяжелого климата, оказалась непомерно высокой. Это привело к закрытию многих предприятий и к снижению экономической активности в районах Крайнего Севера. Как следствие, в тяжелом положении оказались жилищно-коммунальное хозяйство и социальная инфраструктура северных городов. При сокращении местных налоговых поступлений и в условиях ограниченности федерального финансирования местные бюджеты не в состоянии поддерживать жизнеспособность дорогостоящей системы инженерных коммуникаций, требующих особого внимания в условиях Севера, а также организаций социального обеспечения населения.
Именно для решения вопросов расселения закрывающихся поселков и оказания помощи в переселении на материк социально уязвимых категорий населения (пенсионеры с большим трудовым стажем, ветераны войны, инвалиды, многодетные семьи) был задуман и реализуется сейчас Пилотный проект социального реструктурирования районов Крайнего Севера. Одной из главных целей Проекта является разработка и апробация схем и методик содействия миграции, которые впоследствии могут быть применены и для других регионов Крайнего Севера России.
Открывая семинар, первый заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Владимирович Шаронов подчеркнул, что содействие переселению из районов Крайнего Севера должно носить комплексный характер и сочетаться с мероприятиями по социально-экономическому реструктурированию на муниципальном уровне, а в более широком плане - с разработкой инновационных направлений государственной северной политики в целом. Только на этой основе можно будет получить реальные социальные и экономические эффекты от переселения.
Евгений Геннадиевич, а какие конкретно механизмы были отработаны за год реализации Пилотного проекта?
Е.РУПАСОВ. За первый год реализации Проекта созданы и действуют все предусмотренные по Проекту управленческие структуры - я имею в виду Центральную группу реализации Проекта, Местные Группы реализации проекта в Пилотных территориях, Координационные и Наблюдательные советы, а также Апелляционные комитеты в Пилотных территориях.
Можно смело говорить о том, что отлажена работа сертификатной схемы в рамках Проекта. Хочу отметить, что впервые в рыночных условиях сертификатная схема применена для содействия переселению из районов Крайнего Севера. Это потребовало построения четкой системы контроля за движением денежных средств по жилищным Сертификатам, которая ранее не применялась. Активно взаимодействуют основные участники схемы - Минэкономразвития России, Минфин России, Сбербанк России.
Создана Электронная база данных, которая позволяет отслеживать прохождение каждым домохозяйством всех этапов схемы переселения по Пилотному проекту.
Насколько эффективной, на ваш взгляд, оказалась разработанная под Пилотный проект сертификатная схема?
А.МАРКОВ. Реализация Пилотного проекта показала оптимальность разработанной сертификатной схемы. Во-первых, она позволяет осуществлять свободный выбор региона вселения владельцем жилищного Сертификата, во-вторых, она защищает средства жилищной субсидии, поскольку переселенцу выдаются не наличные денежные средства, а именное свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета. И, наконец, сертификатная схема дает возможность владельцу сертификата в течение достаточно длительного времени вести подбор жилья. Ни одна из действующих Федеральных программ по переселению не учитывала ранее всех этих моментов.
Надо сказать, что многие механизмы, предусмотренные в Пилотном проекте, уже включены в новый Закон РФ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (№ 125-ФЗ). В частности, этот закон предусматривает использование сертификатной формы оплаты приобретаемого переселенцами жилья, на которой основывается Пилотный проект.
Е.РУПАСОВ. Хочу отметить, что основным подтверждением реальной действенности сертификационной схемы являются успешные истории переезда на Большую землю мигрантов из всех Пилотных регионов. Центральная группа реализации Проекта поддерживает связь с уже обосновавшимися на материке переселенцами. Вместе с Сертификатами переселенцы получают на руки анкеты, которые они заполняют по приезду на новое место и отсылают в ЦГРП. С помощью анкет мы узнаем, какие были сложности при реализации Сертификатов в каждом конкретном регионе. Кроме того, с некоторыми переселенцами удалось встретиться и побеседовать лично. Всю полученную информацию, замечания, пожелания людей мы анализируем и используем для оптимизации работы сертификатной схемы.
Есть ли у вас последние данные - сколько выдано сертификатов, сколько семей уже приобрели жилье?
Е. РУПАСОВ. На 31 октября жилищные сертификаты получили 1 435 семей - это 3 307 переселенцев. Если говорить отдельно о каждой Пилотной территории, то в Воркуте сертификаты выданы 586 семьям (1 288 человек), в Сусуманском районе Магаданской области - 752 семьям (1 791 человек), в Норильске - 97 семьям (228 человек).
Оформили приобретение нового жилья 294 домохозяйства (766 человек). В Воркуте это 161 семья (420 человек), в Сусуманском районе - 124 семьи (319 человек), в Норильске - 9 семей (28 человек).
Реально выехали из регионов и уже обосновываются на новых местах 115 семей (278 человек).
Евгений Геннадьевич, насколько активно используется переселенцами созданная в рамках Пилотного проекта Информационная система по рынку жилья в Российской Федерации?
Е. РУПАСОВ. Информационная система по рынку жилья, созданная специально под Пилотный проект, используется мигрантами достаточно активно. Система уникальна, по-скольку позволяет обеспечить участникам Проекта свободный выбор региона вселения. В рамках Информсистемы работают 35 региональных информационных операторов, поставляющих информацию о жилье из 705 населенных пунктов различного административного статуса. Всего в Центральной базе данных Информсистемы содержится информация о предлагаемых к продаже 47 тыс. объектах жилья, из которых 9,5 тысячи объектов находятся в средних и малых городах, поселках городского типа и сельской местности.
Как бы вы оценили основные уроки Проекта?
А.МАРКОВ. В ходе семинара - и на пленарном заседании, и отдельно по секциям - обсуждались основные уроки первого года реализации Пилотного проекта и вырабатывались рекомендации на будущее. За два дня работы участникам семинара удалось прийти к единому мнению по многим вопросам.
Первый год работы показал, что во всех трех Пилотных регионах существует проблема административных барьеров, которые затрудняют и тормозят процедуру оформления документов на различных этапах реализации жилищного Сертификата. В связи с этим необходимо облегчить саму процедуру оформления документов и разработать более четкую схему административного контроля за их прохождением по различным инстанциям.
Дополнительное внимание необходимо уделять участникам Проекта, относящимся к социально незащищенным слоям населения, пересмотра требует существующая система льгот.
Более регулярно должна обновляться система по рынку жилья, кроме того, целесообразно расширить и детализировать информацию по тем регионам вселения, куда направляется большая часть мигрантов.
Е.РУПАСОВ. Первый год работы по Проекту показал, что наилучшие результаты на сегодняшний день достигнуты в тех регионах, где велась индивидуальная работа с каждым конкретным переселенцем и где активно использовались информационно-раздаточные материалы. Комплексная методика взаимодействия с населением показала себя как наиболее оптимальная и эффективная.
А.МАРКОВ. Хочу добавить, что в будущем необходимо продолжать проведение социального мониторинга процесса переселения. Мониторинг активно осуществлялся на всех этапах реализации Проекта в соответствии с международными стандартами реализации социальных проектов. Во все Пилотные регионы выезжали группы социологов, проводилась работа с населением, выявлялись наиболее проблемные моменты, с которыми приходится сталкиваться мигрантам.
Какими на сегодняшний день видятся перспективы развития Пилотного проекта?
А.МАРКОВ. Исходя из того, что основной целью реализации Пилотного проекта является получение максимально возможного социально-экономического эффекта, в настоящее время ведется работа по введению в Пилотный проект категорий участников третьей очереди с более широким охватом населения (пенсионеры, получающие пенсии по любому основанию ее назначения). Потенциально это составляет несколько десятков тыс. семей, которые на добровольной основе получат право на участие в проекте.
Е.РУПАСОВ. Изначально категории участников Пилотного проекта формировались, исходя, прежде всего, из рекомендаций администраций Пилотных территорий, которые традиционно при составлении очередей на переселение ориентировались на самые уязвимые категории населения. Однако в процессе реализации Проекта выяснилось, что полновесных экономических результатов можно достичь только при привлечении более широких социальных категорий. Дело в том, что именно самые социально незащищенные категории населения в большей степени ориентируются на размер субсидии, соответствующий действующему Федеральному закону № 125-ФЗ, для них также весьма непривычна схема Проекта, в которой необходимо самим решать вопрос о том, куда переезжать и самим подбирать жилье. Не случайно предложения по расширению категорий потенциальных участников ЦГРП получила от всех трех Пилотных регионов уже через три месяца после начала заявочной кампании.
Были ли разногласия на семинаре по поводу целесообразности введения третьей очереди?
А. МАРКОВ. Замечания и комментарии были, но едва ли это можно назвать разногласиями. Все, кто так или иначе работает по Проекту, пришли к понимаю, что введение в Пилотный проект третьей очереди участников позволит полноценно реализовать процессы реструктурирования в рамках Проекта и работать над перспективами широкого распространения его опыта.
* * *
Отдел информационного обеспечения местной группы реализации Пилотного проекта в Сусуманском районе Магаданской области.
Участники семинара отметили, что наилучшие результаты на сегодняшний день по реализации Проекта достигнуты в Сусуманском районе. Результатом этой оценки служат совместные усилия администрации района и местной группы реализации Пилотного проекта. Индивидуальная работа с каждым конкретным переселенцем, активное использование информационных материалов, комплексная методика взаимодействия с жителями района показали себя как наиболее оптимальные и эффективные в плане решения задач по оказанию помощи в переселении участников Проекта на "материк".
Реализации Проекта на территории района в наиболее полном объёме будет способствовать введение в Пилотный проект категорий участников третьей очереди с более широким охватом населения (пенсионеры, получающие пенсии по любому основанию ее назначения). Потенциально это составляет в нашем Сусуманском районе более одной тысячи трехсот семей, которые на добровольной основе получат право на участие в Проекте.
В адрес администрации района на днях поступило письмо от первого заместителя министра экономического развития и торговли Российской Федерации А. В. Шаронова, в котором он выражает главе района А. Н. Таланову и руководителю МГРП Г. И. Беличенко благодарность за большой вклад в подготовку и реализацию Пилотного проекта социального реструктурирования районов Крайнего Севера в Сусуманском районе Магаданской области.
|
|