Поздравляем!
Выборы - 2004
Новый год в Кремле
Окно в природу
Юноше, обдумывающему житье...
Послесловие к празднику
Вечные ценности
Официальный отдел
Информационная страница
|
• Вечные ценности •
КРЕЩЕНИЕ
Вода святая - вода живая!
В предстоящий понедельник (19 января) православный мир отметит великий церковный праздник Крещения. Только в этот день, да еще накануне, в сочельник, дозволяется освящать воду.
Согласно Библии Христос не имел грехов, поэтому и нужды в Крещении во оставлении грехов у него не было. Но он взял на себя грехи всего мира и потому сначала крестился, а потом принял мученическую смерть.
В Новом Завете написано, что крестился Иисус Христос в 30 лет в водах реки Иордан.
Для чего нужна крещенская вода?
Отвечает дежурный священник Московской патриархии протоиерей Михаил:
- Великая агиасма (церковное название крещенской воды) является святыней. Ею освящают дома, палаты больных, рабочие места и необходимые предметы - иконы, крестики и прочее. Считается, что такое окропление призывает на дом особую благодать Божию. А еще святую воду дают пить больным - для выздоровления.
Обычно крещенскую воду хранят дома, около святых икон, весь год - до следующего Крещения. Но если вы не успели ее израсходовать за год, не выливайте! Как говорится, пригодится водицы напиться. "У меня дома стоит бутыль со святой водой уже шесть лет, и ей ничего не делается, - говорит протоиерей Михаил. - Она все равно останется святой, в то время как обычная вода начинает "зеленеть" уже через месяц".
Как правильно провести сочельник и день Крещения?
В сочельник установлен строгий пост. Это значит, что в пищу не употребляются мясные, молочные продукты, а также рыба и яйца. Дозволены только овощи, фрукты, соки.
А вот в день Крещения можно попировать на славу - все ограничения в еде сняты.
Если есть возможность, примите участие в Крестном ходе. По обычаю он начинается после литургии: торжественный крестный ход идет на Иордань (так называется река, где прорубают прорубь в виде креста или же водружают крест изо льда), и самые отчаянные купаются в освященной проруби.
18 января (5 января)
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник).
Крещенский сочельник-вечер перед Крещением, второй сочельник. Крещенский сочельник-день постный. На Крещенский сочельник ставили меловые кресты, а чтобы увидеть Господне крещение, ставили чашу с водой, говорили: "Ночью чаша с водой сама колыхнется". Если в полночь вода в чаше колыхнулась, бежали смотреть "разверстые небеса". Увидишь сполохи - проси хоть царствия небесного. Все исполнится!
В деревнях под Крещение старушки собирали снег со стогов, считая, что только он один может выбелить всякую холстину, чего так не сделает ни солнце, ни зола. Этот снег якобы может сохранить даже в засушливых колодцах воду на весь год. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги: онемение в ногах, головокружение, судороги.
Были и приметы на этот день: "Если в этот день метель, снег или поземка-быть урожаю", "Если снег погнет сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться", "Мало снега на ветвях деревьев-летом ни грибов, ни ягод не ищи", поэтому и народная благодарность "Спасибо, мороз, что снегу нанес".
Если в крещенский вечер звезды блестят и горят, то старики предрекали плодородие ягнят, тогда они говорили: "Ярки звезды породят белые ярки".
Ну а девушки, конечно, в крещенские морозы пекли пироги и выходили с ними вечером окликать суженого. Возраст, вид, голос, имя, платье и разговорчивость давали возможность угадывать будущего мужа.
БОГОЯВЛЕНИЕ ГОСПОДНЕ. КРЕЩЕНИЕ
Богоявление Господне - великий двунадесятый праздник. В этот день церковь вспоминает евангельское событие на Иордане, когда Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю и крестился у него в иорданских водах.
Один из важнейших моментов в земной жизни Иисуса Христа - Крещение. Когда настало время начала проповеди им закона Божьего, он, около тридцати лет от роду, оставил уединенный Назарет и явился на берега Иордана, где Крещение совершил Иоанн Предтеча, или Креститель, введший этот обряд в знак очищения покаявшихся от грехов". Так как народ ожидал пришествия Мессии, многие спрашивали: "Неужели Иоанн - тот обещанный Мессия, избавитель?" Но Иоанн отвечал: "Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у которого я недостоин развязать ремень обуви; он будет крестить вас Духом Святым и огнем". Это он говорил об Иисусе Христе.
И вот Иисус пришел к Иоанну, чтобы креститься от него. Иоанн же, зная, что Иисус не нуждается в крещении покаяния, удерживал Его, говоря: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" Но Иисус сказал ему в ответ; "Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду". Тогда Иоанн допускает Его. Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и вот отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И был глас с небес, глаголящий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".
При Крещении Спасителя было особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небес гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне и Святой Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца, Крещение Спасителя и вместе откровение всех лиц Святой Троицы. Поэтому праздник Крещения имеет еще название Богоявление.
Христос был безгрешен, но он принял Крещение для того, чтобы собственным примером освятить обряд, который благодаря Его искупительным заслугам впоследствии получил значение таинства и сделался не только знаком покаяния и очищения, но и действительным очищением людей от первородного греха. "Кто будет веровать и креститься, спасен будет".
День Крещения для церкви - это рождение христианства, так как после крещения Иисус начал проповедовать, просвещать народ. Со временем Крещения совпадает время вступления Христа на общественное служение, поэтому с праздником стали соединять представление о мессианстве Христа, засвидетельствованном Отцом и Святым Духом при Крещении. Первое известие о празднике мы имеем от 360 года. Есть в этом празднике сходство с Рождеством - сочельник. На Крещение заканчивалось святочное веселье.
В навечерье Богоявления и в самый праздник бывает великое освящение воды - водосвятие в церквах, а также на реках, прудах и колодцах. Бывало, всей деревней, сопровождая крестный ход, шли к ближайшей реке или озеру, к заранее приготовленной проруби. Называлось это "хождение на Иордан". Тут у проруби-"иордани" во время молебствия воду освящали, трижды опускали в нее большой серебряный крест. Смельчаки окунались в проруби и даже купались. Купались также благочестивые и больные люди, надеясь быть здоровыми. Этот обряд происходит из глубокой христианской древности, на древнем русском языке назывался водокрещением.
С давних пор в русских деревнях сохранилось поверье, по которому если в ночь на 19 января помолиться открытому небу, то сбудется любая просьба, так как в Богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается.
А старики замечали: "На Богоявление снег хлопьями - к урожаю, ясный день - к неурожаю", "В Крещение в полдень синие облака - к урожаю", "Если на Крещение была облачная, пасмурная погода, лежал туман или шел снег - осенью жди хорошего урожая; если в Крещенскую ночь полнолуние - весной ожидай большой разлив рек", "Звездистая ночь на Богоявление - урожай на горох и ягоды", "На Богоявление день теплый, хлеб будет темный, то есть густой", "Коли на Крещение собаки много лают, будет много дичи и зверья".
С Крещения до масленицы играли свадьбы, шли свадебные недели. А народ говорил с облегчением: "Трещи не трещи, миновали водокрещи", "Дуй не дуй, а великодень у порога", "Дуй не дуй, не к Рождеству идет, к великодню".
Богоявленская крещенская вода издревле считалась великою святынею. Ее хранили в продолжение целого года, ею окропляли вещи, принимали ее с верою при болезнях и давали пить тем, кто по каким-то причинам не мог быть допущен к причащению.
|
|