№ 39 (10120)
1 октября
2004 года
 
СВЕЖИЙ НОМЕР РЕДАКЦИЯ ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Поздравляем!

Официальная
страница


Статъ педагогом
мечтала с детства


Лучшие годы -
годы работы
с детъми


Моя душа -
в моих учениках


К Дню пожилых
людей


Вниманию
налогоплательщиков


Служба 01

И звучит во мне
такая музыка...…


Информационная
страница


Частные
объявления


•  К Дню учителя   •



Если образование дает человека с эрудицией,
воспитание создает интеллигентную и деятельную личность.

В. М. Бехтерев.

Внешне Мяунджинская школа мало чем отличается от других и той, в которой когда-то обучалась я, хоть и было это более четверти века назад. Все те же стандартные ученические столы, исписанные доски, аппетитный запах свежеиспеченных булочек… Тем не менее, у каждого образовательного учреждения свой, особенный микроклимат, традиции, укоренившиеся устои. Безусловно, это зависит от педагогов, их отношения к окружающим - ученикам, коллегам, родителям, профессиональной деятельности.

Школьные годы, учителя остаются в нашей памяти на всю жизнь. Одних мы любили за доброту, профессионализм, другие смогли вовремя предостеречь от необдуманного поступка, третьи заряжали своей энергией, оптимизмом, желанием изменить окружающий мир к лучшему.

Вот и сегодняшние мои собеседницы разные, у каждой свое мировоззрение, свой подход к обучению и воспитанию, хотя, по большому счету, задачи, стоящие перед ними и в целом перед школой - одинаковые.



Статъ педагогом мечтала с детства


С первых минут встречи с Галиной Витальевной Котелевец, преподавателем физики, зам. директора по организации внеклассной воспитательной работы, поняла, что в рамки обычного интервью не уложусь, настолько живо, непринужденно и эмоционально она умеет вести диалог.

Родилась Галина Витальевна в г. Фатеж Курской области и была в семье единственным ребенком. Тем не менее вниманием и излишней опекой со стороны родителей избалована не была, слишком много сил и времени отнимала у них общественная и производственная жизнь.



Мама, кстати, по образованию педагог, начинала свою карьеру в Доме пионеров, затем некоторое время проработала в райкоме комсомола. Поэтому Галина с самого нежного возраста была непосредственным участником различных мероприятий, сборов и в полной мере познала романтику летнего отдыха, живя в палатке, вкушая еду, приготовленную на костре. Такая закалка, неуемная энергия и желание объять необъятное не давали Галине покоя. Она ходила практически во все кружки, занималась любой общественной работой, какую только предлагали, была первой в тимуровском движении.

Года два, как старшая на своей улице, была организатором летнего лагеря, который находился… в доме родителей. Те, в свою очередь, давали дочери полную свободу действий.

-У нас был свой совет дружины, план работы, - с улыбкой вспоминает Галина Витальевна. - Мы сами готовили еду, организовывали уличные концерты, на заборе висел экран санитарного состояния, если кто-то не подмел возле своего дома, нарушителя беспощадно "казнили".

Такой богатый опыт общения с детьми и стал определяющим в выборе будущей профессии. В том, что Галина будет поступать в педагогический, сомнений не было, но в выборе предмета определиться не могла. Помог случай. В школе появился молодой, красивый практикант, преподаватель математики. Конечно, Галине не хотелось упасть в глазах привлекательного математика, и пятерка по предмету подкрепляла это желание. Каково же было ее удивление, когда она услышала: " А я бы тебе пятерку не поставил". Сначала на консультацию по математике пришла из любопытства, с желанием самоутвердиться, доказать, что достойна высшего балла. Позже увлеклась, поняла, насколько поверхностны ее знания, более того, эти занятия стали решающим аргументом в выборе предмета.

После окончания физико-математического отделения Курского пединститута переехала в Краснодарский край. Все в ее жизни складывалось удачно, и вдруг, совершенно неожиданно, приняла решение уехать на Север. Шел 1997 год. Однажды в компании обмолвилась: "Все надоело, хочу уехать далеко". Присутствующий там В. В. Зайцев, бывший главный врач п. Мяунджа, предложил: "Поехали к нам, в деревню". Она восприняла это как шутку, но через неделю раздался телефонный звонок: "Ну что, чемоданы собираешь? Я уже договорился, в школе тебя ждут".

И начался новый этап в ее жизни, насыщенный интересными событиями, встречами, любимой работой.


-Галина Витальевна, влияние кого из вашего окружения испытывали больше всего?

-В первую очередь, моих родителей, которые никогда не читали мне лекций, нотаций, достаточно было замечания, строгого взгляда. Самым большим порицанием за какой-либо проступок от отца было: "Ну, ты так больше не делай". Я самостоятельно выбирала и посещала кружки, секции, давления в этом со стороны родителей не было. Но установленные в доме порядки не нарушала. Несмотря на мою бурную деятельность и занятость, ровно в 22 часа я должна быть дома и этот вопрос до окончания школы не обсуждался. Папа не разрешал мне носить малюсенькие золотые сережки, подаренные родственниками на день рождения. Он считал, что это может оскорбить детей, у которых нет возможности купить такие.

Бескорыстие, щедрость, доброта по отношению к окружающим - главные жизненные принципы родителей.

В школе был замечательный преподаватель математики Георгий Михайлович Журавлев. Он обладал удивительным чувством юмора, умел пошутить и мгновенно призвать нас к порядку.

В школьные годы моим кумиром была Татьяна Адамовна, организатор внеклассной работы. Многому научил мой первый директор школы Александр Николаевич Воробьев, под чутким руководством которого началась моя педагогическая деятельность. Мне вообще везло на хороших людей. Приехав на Север, нашла поддержку и взаимопонимание со стороны коллег - Александры Николаевны Сельсковой, Тамары Сергеевны Парамоновой, Валентины Владимировны Фурсовой.


-Сократ говорил: "Есть только одно благо - знание…". А чему вас учат дети?

-Быть откровенным, идти в ногу со временем.

-А любимчики есть?

- По предметам никого не выделяю. Меня больше интересует позитивное отношение к предмету и, конечно, ко мне. Не надо снимать звезд с неба, если ты их не достаешь, два балла - это тоже оценка знаний, почти половина пятерки, другое дело ноль. Для меня важный показатель - прогулы, практически мои уроки дети не прогуливают.


-Что, на ваш взгляд, главное в работе педагога?

-Для меня на первом плане воспитание. Не могут все быть физиками, ведь, по большому счету, ими станут один - два человека. Убеждена, что не нужно всем знать таблицу растворимости солей по химии, все формулы по физике. Достаточно знать, что такая формула существует и ее можно найти в справочнике, тем более, если ты с ним регулярно работаешь, то запомнишь автоматически.


-Но, к примеру, единый государственный экзамен и предполагает исчерпывающие знания за весь курс? Кстати, как вы относитесь к ЕГЭ?

-Тесты обожаю, на мой взгляд, их можно успешно применять после прохождения темы, чтобы выяснить, как дети усвоили материал, понимают ли вообще, о чем идет речь. Что касается итоговой аттестации… Понимаете, учащийся может допустить ошибку от волнения. При устном ответе это поправимо, учитель хорошо знает способности каждого своего ученика и может своевременно даже не помочь, а слегка направить его. С введением ЕГЭ испытываешь чувство недоверия к педагогу: почему ЕГЭ оценит знания учащихся правильно, а учитель нет? И чем хуже традиционная форма экзамена? К примеру, контрольная по математике включала 10 серьезных заданий, позволяющих проверить знание предмета.


- Какой вам видится школа будущего?

-Что касается моего предмета, то я уже давно пытаюсь вносить что-то новое в обучение. Считаю, что существующая система оценки знаний учащихся несовершенна. Я бы перешла на доли, согласитесь, 3,3 и 3,7 - это разные оценки. 3,7 округляется до 4, а 3,3 - до трех. Вот этой десятой долей покажу ребенку, что он знает больше, чем на три балла, но не дотягивает до четырех. Иногда ставлю ученику четверку, а в скобках оценку три, давая понять, что эта четверка натянутая и ему нужно поработать над этим материалом.

Отдельный разговор об учебных программах, мое мнение, - пятьдесят процентов того, чему мы обучаем школьников по математике, не нужно. Важно дать детям жизненно необходимые знания, чтобы в среднем звене они могли в совершенстве считать, переводить квадратные метры в сантиметры, вычислять объемы и площади и т.д. Есть удивительные формы быстрого счета без калькулятора, но мы не успеваем их проходить, т.к. изучаем все на свете. Далее, на старшей ступени - профильное обучение, которое позволяет обеспечить углубленное изучение отдельных предметов, а для кого-то достаточно и школьной программы.

Мне нравится учебник по математике под редакцией Дорофеева, Шарыгина, для меня эта программа более реальная, дает учителю некоторую свободу действий. И потом, не все рекомендации приемлемы на практике, по опыту знаю, что этот материал я смогу дать за два часа, а другому отвести пять, а не три, как рекомендовано. Очень хотелось бы, чтобы мнение педагогов было услышано, а программы и различные технологии обучения соответствовали реальным потребностям личности, общества.


-Каким достижением в своей профессии гордитесь?

-В своей профессиональной деятельности я больше делаю акцент на личностно-ориентированное обучение, индивидуальный подход. Мне было бы очень приятно, если бы мои ученики стали физиками и математиками, но больше всего я хочу, чтобы лет через двадцать мой ученик, сидя в окружении своих детей, сказал: "Вот у меня была учительница классная. И назвал бы мою фамилию". Это было бы самым большим достижением в моей жизни.

Признание, уважение, слова благодарности учеников, родителей, администрации, коллег - лучшая оценка труда педагогов нашего коллектива. Коллектива профессионального, сплоченного, деятельного. В канун Дня учителя хочу пожелать всем педагогам процветания, достижения новых высот в профессиональной деятельности, счастья в личной жизни.


 

Copyright © 2004, редакция газеты "Горняк Севера". All rights reserved.
При цитировании информации гиперссылка на www.susuman.narod.ru обязательна
gornyak©su.msi.ru


Hosted by uCoz