№ 40 (10068)
3 октября
2003 года
 
  СВЕЖИЙ НОМЕР   РЕДАКЦИЯ   ФОРУМ   ГОСТЕВАЯ КНИГА   НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ  
Примите
наши поздравления!


Репортаж дня

ВЫБОРЫ - 2003

...И снова хочется творитъ

Мечтала стать врачом

Каждый учебный год -
новые надежды


Школьные новости

Официальная страница

Страница
Пенсионного фонда


Информационная
страница


• 5 октября - День учителя  •


КАЖДЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД -
НОВЫЕ НАДЕЖДЫ


УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Педагогический коллектив МОУ СОШ № 1 поздравляет вас с Днем учителя!



Учитель, дни жизни своей, как один,

Ты школьной скамье посвящаешь.

Ты всех, кто учиться к тебе приходил,

Своими детьми называешь.


Но дети взрослеют, от школьной скамьи

Дорогами жизни шагают,

И в памяти носят уроки твои,

А в сердце тебя сохраняют.


Молодых специалистов, пришедших в последние годы работать в образовательные учреждения района, можно сосчитать на пальцах.

Некоторые студенты педагогических вузов в школе появляются лишь на практике, на этом их педагогическая деятельность заканчивается. Надо отдать должное учителям, отработавшим в школе ни одно десятилетие и ныне несущих гордое звание учитель.

32 года - таков педагогический стаж Светланы Николаевны Макаренко, учителя математики СОШ № 1 г. Сусумана. Приехала на Колыму с родителями в 1953 году. Жили в п. Нексикан до 1963 года, затем переехали в Сусуман. В 1971 году окончила Магаданский пединститут, вернулась в район. Этот год и стал точкой отсчета ее педагогической деятельности.


-Светлана Николаевна, что для вас означает первое сентября сегодня?

-И 32 года назад, и сегодня первое сентября для меня праздник, ожидание работы. Всегда начало учебного года связано с какими - то новыми надеждами.


-Если оглянуться назад, не возникало чувство сожаления, что так, а не иначе сложилась ваша жизнь?

-Всякое бывало, были и трудные времена, и сомнения, которые в основном связаны с бытовой жизнью, а не с профессиональной деятельностью. Иногда проскальзывало чувство сожаления, что не реализовала возможность получить вторую профессию, когда хотела поступить в политехнический институт. Понимаете, если нет денег на хлеб и на тебе лежит груз ответственности за семью, детей, их будущее, то волей-неволей быт, финансовые проблемы влияют на самосознание, а порой и поступки людей.


-Тем не менее, из школы не ушли?

-Мне трудно представить, что я смогу где-то работать, допустим, с девяти до пяти, без насыщенной событиями разнообразной школьной жизни. Из школы надо уходить в первые пять лет педагогической деятельности, если это решение принимается осознанно. Но чем больше работаешь с детьми, тем сложнее сменить профессию.


-На ваш взгляд, каковы основные отличия нынешней школы от школ семидесятых годов?

-Сегодняшние дети более раскованны и внешне, и в общении, более предприимчивы и адаптированы к жизни. На мой взгляд, дети семидесятых годов были образованные, начитанные, целеустремленные. Было больше способных ребят, и это, скорее всего, влияние внешней среды. Сейчас дети стали меньше читать и как учитель математики могу отметить, что недостаточная работа с книгой, осмысление прочитанного влияет на математическую подготовку, страдает мышление, зачастую ребята выбирают наиболее простые и доступные решения - компьютер, калькулятор, пользуются готовым справочным материалом.

Значительно изменились и образовательные программы по предметам. Пожалуй, только в последние пять лет программа по математике кардинально не изменилась, а бывало и такое, в одном классе по программе мы говорили детям "равняется", в другом это же слово произносим - "конгруэнтные". Меня удручает, что программа в старших классах не отвечает сегодня всем необходимым требованиям. Например, в тестах идут задания, многих из которых в учебниках фактически нет. Некоторые темы даны в таком объеме, что они как бы вырваны из контекста высшей математики и, думаю, в старших классах они просто детям не нужны. С другой стороны, я бы с удовольствием вернула задания, развивающие вычислительные навыки, проще говоря - арифметику, они очень дисциплинируют в младших классах. Сегодня, начиная со среднего звена, уклон больше сделан на символическую математику, мало счетности, а она способствует развитию умственной деятельности, развивает память.


- Что может школа сделать для того, чтобы образование школьников отвечало актуальным и перспективным потребностям личности, общества и в целом государства?

-В первую очередь школа должна быть технически оснащена на должном уровне, укомплектована учительскими кадрами. Что я сегодня конкретно могу предложить своим ученикам? Имеющийся дидактический материал собирался годами, а некоторым разверсткам уже не один десяток лет. Практически все имеющиеся пособия изготовлены кустарным способом.

Я вспоминаю пособия, на которых училось мое поколение, - стеклянные призмы, пирамиды, в них были сделаны сечения и ребенок мог наглядно увидеть то, что невозможно изобразить на плоскостной схеме.


-Но ведь сегодня компьютерный век.

-То, что сегодня школы оснащаются компьютерными классами, уже прогресс, но ведь программы к ним очень дорогие и доступны не каждому образовательному учреждению. К тому же, чтобы хорошо владеть этой техникой, нужно иметь ее дома. Несомненно, если вложить все свои наработки, тесты, материалы в компьютер - это подспорье для педагога. На деле, исходя из реальных возможностей, мы связаны в большей степени финансовыми рамками. Если раньше дидактический материал стоил 10-15 копеек за брошюру, то сегодня в среднем около 30 рублей, а их нужно приобрести на каждого учащегося. Сейчас выпускается множество прекрасных пособий, разнообразных моделей, но не всегда у школ есть возможность приобрести их в необходимом количестве, поэтому большинство образовательных учреждений, за исключением столичных, профильных школ, лицеев и т. д., работают по старинке - мелом и тряпкой.


-Светлана Николаевна, в числе основных задач, стоящими перед педагогами - формирование новых жизненных установок, воспитание гражданственности, патриотизма.

-Сегодня нет жестких рамок в каких-то позициях, скажем, ребята свободны в выборе школьной одежды, учебного заведения, выпускных экзаменов, кроме обязательных - математики и русского языка (сочинение). Но, как мне кажется, за последнее десятилетие мы потеряли какие-то важные позиции в воспитании детей. Сегодня мы пытаемся наверстать то, что с такой легкостью было разрушено в предыдущие годы. Сложно найти альтернативу пионерским, комсомольским организациям, но по крупицам мы возвращаемся к внеклассной работе, на которой базируются основные человеческие ценности - в школах внедряется ученическое самоуправление, проводятся различные мероприятия нравственно-патриотической направленности и прочее.


-Математику не зря называют царицей наук, а почему вы выбрали этот предмет?

-В школьные годы чистописание было для меня самым страшным предметом. И хотя я очень много читала, люблю классическую, зарубежную, современную художественную литературу, я все-таки не гуманитарий, более склонна к точным наукам, отсюда и мой выбор - математика.


-Если ребенку не даются точные науки, скажем, он больше склонен к предметам гуманитарного цикла, как ему быть, ведь программа одинакова для всех, вне зависимости от способностей детей?

-Если, к примеру, ребенку не дается математика, точнее, он не видит какой-то сложной задачи, то это не означает, что основной программный материал он не освоит. Если ребенок учится, открывает учебник и изучает заданный материал, то программу, пусть даже на стандартную тройку, он освоит. А элементарные математические навыки нужны каждому.


-Светлана Николаевна, какой из ваших выпусков наиболее памятен для вас?

-Особенно памятны те выпускные классы, где я была "классной мамой" и с которыми прошла с пятого по одиннадцатый класс. Помню каждого из этих детей.


-Какими качествами должен обладать педагог, чтобы отработать в школе столько лет?

-Прежде всего, не озлобляться. Доброта, отходчивость необходимы в работе с детьми. Нельзя выделять детей, отдавать предпочтение кому - либо из учеников, во всяком случае не показывать это явно. И никогда, ни при каких обстоятельствах не попрекать родителями, если ребенок из неблагополучной семьи.


-Я желаю вам творческих удач, счастья и целеустремленных учеников.

Н. ЛИТВИНОВА

 

Copyright © 2003, редакция газеты "Горняк Севера". All rights reserved.
При цитировании информации гиперссылка на www.susuman.narod.ru обязательна
gornyak@su.msi.ru


Hosted by uCoz