Примите наши поздравления!
Репортаж дня
ВЫБОРЫ - 2003
...И снова хочется творитъ
Мечтала стать врачом
Каждый учебный год - новые надежды
Школьные новости
Официальная страница
Страница
Пенсионного фонда
Информационная страница
|
• 5 октября - День учителя •
КАЖДЫЙ УЧЕБНЫЙ ГОД -
НОВЫЕ НАДЕЖДЫ
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Педагогический коллектив МОУ СОШ № 1 поздравляет вас с Днем учителя!
Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной скамье посвящаешь.
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают,
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Молодых специалистов, пришедших в последние годы работать в образовательные учреждения района, можно сосчитать на пальцах.
Некоторые студенты педагогических вузов в школе появляются лишь на практике, на этом их педагогическая деятельность заканчивается. Надо отдать должное учителям, отработавшим в школе ни одно десятилетие и ныне несущих гордое звание учитель.
32 года - таков педагогический стаж Светланы Николаевны Макаренко, учителя математики СОШ № 1 г. Сусумана. Приехала на Колыму с родителями в 1953 году. Жили в п. Нексикан до 1963 года, затем переехали в Сусуман. В 1971 году окончила Магаданский пединститут, вернулась в район. Этот год и стал точкой отсчета ее педагогической деятельности.
-Светлана Николаевна, что для вас означает первое сентября сегодня?
-И 32 года назад, и сегодня первое сентября для меня праздник, ожидание работы. Всегда начало учебного года связано с какими - то новыми надеждами.
-Если оглянуться назад, не возникало чувство сожаления, что так, а не иначе сложилась ваша жизнь?
-Всякое бывало, были и трудные времена, и сомнения, которые в основном связаны с бытовой жизнью, а не с профессиональной деятельностью. Иногда проскальзывало чувство сожаления, что не реализовала возможность получить вторую профессию, когда хотела поступить в политехнический институт. Понимаете, если нет денег на хлеб и на тебе лежит груз ответственности за семью, детей, их будущее, то волей-неволей быт, финансовые проблемы влияют на самосознание, а порой и поступки людей.
-Тем не менее, из школы не ушли?
-Мне трудно представить, что я смогу где-то работать, допустим, с девяти до пяти, без насыщенной событиями разнообразной школьной жизни. Из школы надо уходить в первые пять лет педагогической деятельности, если это решение принимается осознанно. Но чем больше работаешь с детьми, тем сложнее сменить профессию.
-На ваш взгляд, каковы основные отличия нынешней школы от школ семидесятых годов?
-Сегодняшние дети более раскованны и внешне, и в общении, более предприимчивы и адаптированы к жизни. На мой взгляд, дети семидесятых годов были образованные, начитанные, целеустремленные. Было больше способных ребят, и это, скорее всего, влияние внешней среды. Сейчас дети стали меньше читать и как учитель математики могу отметить, что недостаточная работа с книгой, осмысление прочитанного влияет на математическую подготовку, страдает мышление, зачастую ребята выбирают наиболее простые и доступные решения - компьютер, калькулятор, пользуются готовым справочным материалом.
Значительно изменились и образовательные программы по предметам. Пожалуй, только в последние пять лет программа по математике кардинально не изменилась, а бывало и такое, в одном классе по программе мы говорили детям "равняется", в другом это же слово произносим - "конгруэнтные". Меня удручает, что программа в старших классах не отвечает сегодня всем необходимым требованиям. Например, в тестах идут задания, многих из которых в учебниках фактически нет. Некоторые темы даны в таком объеме, что они как бы вырваны из контекста высшей математики и, думаю, в старших классах они просто детям не нужны. С другой стороны, я бы с удовольствием вернула задания, развивающие вычислительные навыки, проще говоря - арифметику, они очень дисциплинируют в младших классах. Сегодня, начиная со среднего звена, уклон больше сделан на символическую математику, мало счетности, а она способствует развитию умственной деятельности, развивает память.
- Что может школа сделать для того, чтобы образование школьников отвечало актуальным и перспективным потребностям личности, общества и в целом государства?
-В первую очередь школа должна быть технически оснащена на должном уровне, укомплектована учительскими кадрами. Что я сегодня конкретно могу предложить своим ученикам? Имеющийся дидактический материал собирался годами, а некоторым разверсткам уже не один десяток лет. Практически все имеющиеся пособия изготовлены кустарным способом.
Я вспоминаю пособия, на которых училось мое поколение, - стеклянные призмы, пирамиды, в них были сделаны сечения и ребенок мог наглядно увидеть то, что невозможно изобразить на плоскостной схеме.
-Но ведь сегодня компьютерный век.
-То, что сегодня школы оснащаются компьютерными классами, уже прогресс, но ведь программы к ним очень дорогие и доступны не каждому образовательному учреждению. К тому же, чтобы хорошо владеть этой техникой, нужно иметь ее дома. Несомненно, если вложить все свои наработки, тесты, материалы в компьютер - это подспорье для педагога. На деле, исходя из реальных возможностей, мы связаны в большей степени финансовыми рамками. Если раньше дидактический материал стоил 10-15 копеек за брошюру, то сегодня в среднем около 30 рублей, а их нужно приобрести на каждого учащегося. Сейчас выпускается множество прекрасных пособий, разнообразных моделей, но не всегда у школ есть возможность приобрести их в необходимом количестве, поэтому большинство образовательных учреждений, за исключением столичных, профильных школ, лицеев и т. д., работают по старинке - мелом и тряпкой.
-Светлана Николаевна, в числе основных задач, стоящими перед педагогами - формирование новых жизненных установок, воспитание гражданственности, патриотизма.
-Сегодня нет жестких рамок в каких-то позициях, скажем, ребята свободны в выборе школьной одежды, учебного заведения, выпускных экзаменов, кроме обязательных - математики и русского языка (сочинение). Но, как мне кажется, за последнее десятилетие мы потеряли какие-то важные позиции в воспитании детей. Сегодня мы пытаемся наверстать то, что с такой легкостью было разрушено в предыдущие годы. Сложно найти альтернативу пионерским, комсомольским организациям, но по крупицам мы возвращаемся к внеклассной работе, на которой базируются основные человеческие ценности - в школах внедряется ученическое самоуправление, проводятся различные мероприятия нравственно-патриотической направленности и прочее.
-Математику не зря называют царицей наук, а почему вы выбрали этот предмет?
-В школьные годы чистописание было для меня самым страшным предметом. И хотя я очень много читала, люблю классическую, зарубежную, современную художественную литературу, я все-таки не гуманитарий, более склонна к точным наукам, отсюда и мой выбор - математика.
-Если ребенку не даются точные науки, скажем, он больше склонен к предметам гуманитарного цикла, как ему быть, ведь программа одинакова для всех, вне зависимости от способностей детей?
-Если, к примеру, ребенку не дается математика, точнее, он не видит какой-то сложной задачи, то это не означает, что основной программный материал он не освоит. Если ребенок учится, открывает учебник и изучает заданный материал, то программу, пусть даже на стандартную тройку, он освоит. А элементарные математические навыки нужны каждому.
-Светлана Николаевна, какой из ваших выпусков наиболее памятен для вас?
-Особенно памятны те выпускные классы, где я была "классной мамой" и с которыми прошла с пятого по одиннадцатый класс. Помню каждого из этих детей.
-Какими качествами должен обладать педагог, чтобы отработать в школе столько лет?
-Прежде всего, не озлобляться. Доброта, отходчивость необходимы в работе с детьми. Нельзя выделять детей, отдавать предпочтение кому - либо из учеников, во всяком случае не показывать это явно. И никогда, ни при каких обстоятельствах не попрекать родителями, если ребенок из неблагополучной семьи.
-Я желаю вам творческих удач, счастья и целеустремленных учеников.
Н. ЛИТВИНОВА
|
|