№ 15 (10096)
16 апреля
2004 года
 
СВЕЖИЙ НОМЕР РЕДАКЦИЯ ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
Навстречу
празднику
весны и труда


Проблемы ЖКХ

Творческие
работы
к выборам
Президента РФ


К профессиональному
празднику


Золото - 2004

Здоровый
образ жизни


Страница
Пенсионного фонда


Твое
свободное время


Страницы
истории


ГИБДД
информирует


Информационная
страница


Частные
объявления


•  Страницы истории   •


История одного визита


КОСЫГИН НА КОЛЫМЕ:
ПРИЛЕТЕЛ, УВИДЕЛ И CОВЕРШИЛ ТЕХНИЧЕСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ


Недавно страна отмечала столетие со дня рождения Алексея Николаевича Косыгина, 16 лет возглавлявшего правительство СССР, - к слову, так долго на столь ответственном посту у нас больше никто не находился до и после Октябрьской революции. Это событие почти совпало с другой памятной датой в истории нашей области: в марте 1974 - го "самый неполитичный лидер", как его называли тогдашние коллеги из Политбюро и ЦК КПСС, побывал с рабочим визитом на Колыме, который оставил глубокий след в жизни и экономике региона и, что не менее важно, - добрые воспоминания у целого поколения северян.


"ПОЛИТИКАНСТВО ЕМУ ЧУЖДО"


По случаю юбилея, в российских СМИ прошла масса материалов, где, помимо прочего, авторы стремились разгадать феномен долголетия этого выдающегося государственного деятеля в составе руководства страны. Во всяком случае, начиная с 1939 года, когда он был наркомом текстильной промышленности и после назначения главой правительства в 64 - м, Алексей Николаевич редко выходил за рамки чисто промышленных дел и задач. Хотя, в 68 - м году высказался против ввода войск в Чехословакию. За это ему соратники изрядно потрепали нервы, но выручил авторитет первого хозяйственника страны и поддержка директорского корпуса. А еще раньше, хорошо, видимо, памятуя трагические уроки Г. К. Орджоникидзе и других жертв из числа противников курса сталинской индустриализации, Косыгин мудро предпочел сосредоточиться на практических задачах промышленного развития страны. Вот несколько авторитетных высказываний на этот счет.

И.В. Сталин: " Политиканство ему чуждо". Племянник А.Н. Косыгина Алексей Гвишиани: " Он всегда был востребован в Кремле, потому, что не лез, куда не надо". Академик Георгий Арбатов: " С 65 - го года Алексей Николаевич стал активным проводником экономических реформ по примеру Венгрии, - с акцентом на производство товаров народного потребления. Все последующие годы он ездил в бесконечные командировки по стране, заслужив у директорского корпуса авторитет и уважение за профессиональную компетентность, обязательность и государственный подход. По - сути, все эти годы он был ближе всех из кремлевских правителей к производству".

В этом смысле, безусловно, Алексей Николаевич остается пока недостижимым примером в нашей новейшей российской истории бывших руководителей правительства. Не случайно, наверное, в народе их уничижительно прозвали последовательно "завлабом", "черномором" и "киндерсюрпризом". Отправленного недавно в отставку импозантного Касьянова в столице называли "нефтемишей". Чем и какими делами запомнится его преемник, чье имя в стране уже пробуют на язык и слух, - покажет время.


ГЕНСЕК - НА ТОРЖЕСТВА,
ПРЕМЬЕР - НА ПРИИСК


Лишним подтверждением вышеприведенных слов академика Арбатова о бесконечных командировках Косыгина стала и его рабочая поездка в Магаданскую область. Накануне ее, в Кремле, состоялось чествование Алексея Николаевича в связи с его 70 - летием. Леонид Ильич вручил ему очередной орден Ленина и вторую золотую медаль Героя соцтруда. По этому же поводу виновника торжества наградили по указу госсовета НРБ орденом Георгия Димитрова. И буквально через несколько дней первые лица страны отправились в дальний путь: генсек полетел в Алма - Ату на какие - то празднования, а юбиляр - на Колыму.

В Сусуман глава союзного правительства прибыл на самолете 13 марта, ближе к обеду. Прямо с аэропорта, не заезжая в город, делегация отправилась на прииск "Широкий". В газете "Горняк Севера" на следующий день был опубликован на первой полосе обычный по тем временам сухой информационный отчет, в котором главное место занимало перечисление должностей высоких гостей, сопровождающих и встречающих. Среди них значились фамилии трех министров, включая руководителя МЦМ СССР П. Ф. Ломако, нескольких зампредов Госстроя и Госплана, гендиректора "Северовостокзолота" Д.Е. Устинова, первых секретарей обкома и райкома КПСС С.А. Шайдурова и С.В. Семенова и многих других. Попутно так же сообщалось о том, что, цитирую дословно, "товарищ Алексей Николаевич Косыгин и сопровождающие его лица побывали на прииске "Широкий", где ознакомились с зимней вскрышей торфов, применением на горных работах мощных бульдозеров, экскаваторов в комплексе с БелАЗами."

С чем был связан именно такой адрес проведения, по - сути, выездного штаба правительства СССР? Скорее всего, к чему мы еще вернемся, это было продиктовано беспокойством за ближайшее будущее главного валютного "цеха" страны, от которого и прежде, и тем более к середине 70 - х, когда стали ощущаться первые застойные признаки, в немалой степени зависело состояние экономики. Необходимо было срочно остановить наметившееся падение уровня золотодобычи.


НА ПЕРВЫЕ "КАТЫ"
ДОХНУТЬ БОЯЛИСЬ


Непосредственно о пребывании предсовмина на прииске "Широкий" тот же "Горняк Севера" отозвался следующим образом: "Обычная трудовая смена. Далеко разносится рокот мощных бульдозеров, ведущих вскрышу торфов. Товарищ А.Н. Косыгин интересуется, какая из машин в сложных условиях Крайнего Севера зарекомендовала себя с лучшей стороны по экономической эффективности производства. Высказывает предложения о коренном техническом перевооружении золотодобывающих предприятий".

"Обычной трудовой смены", разумеется, там не было и в помине. Об этом и других особенностях памятного визита рассказал на днях Николай Федорович Лебедев. В 1974 году он был главным инженером Сусуманского ГОКа и персонально отвечал за организацию и проведение демонстрационного показа различных марок землеройной техники для высоких гостей на одном из полигонов прииска "Широкий": " В 1968 году объединение "Северовостокзолото", причем, первыми в стране, получило 8 бульдозеров Д - 9Н фирмы "Катерпиллер", или просто "каты", как их стали у нас позже называть. Все эти машины с мощностью двигателей 358 л.с. передали нашему горно - промышленному управлению. Понятно, что это было для нас очень большой ответственностью. Высокое начальство постоянно напоминало нам о том, что эта техника оплачена золотом. На что мы отвечали в том же духе: мы, мол, тоже добываем не песок и глину. Как бы то ни было, первые машины доверили лучшим из лучших механизаторов. Для каждого полигона, где использовались "каты", делались отдельные проекты горных работ. Директора приисков не имели права переставлять машины на другие участки без согласования с вышестоящим руководством. Помнится, как однажды даже сам генеральный директор ОСВЗ Валентин Платонович Березин остановил на полсмены "американца" только потому, что… не были покрашены "серебрянкой" емкости для дизтоплива, откуда заправлялась эта машина.

Результаты эксплуатации "катов" превзошли все наши ожидания : производительность горных работ возросла на порядок. О чем мы, естественно, и докладывали по инстанции в своих отчетах. В начале марта 74 - го самую последнюю информацию на этот счет затребовали и в "Союззолоте". По всему чувствовалось, что идеей технического перевооружения серьезно заинтересовались на самом верху. Так и случилось.

13 марта, ближе к обеду, длинная кавалькада машин подъехала к специально подготовленному полигону напротив поселка Широкий. Накануне здесь сделали хороший и достаточно объемный взрыв и расставили различную отечественную и импортную технику для демонстрации их возможностей. Машины шли рядом друг с другом, и с высокого борта полигона гостям хорошо было видно, на что они способны по производительности. И, конечно, все воочию убедились в колоссальном преимуществе зарубежной техники.

Чем запомнился Алексей Николаевич? Было облачно, но не холодно - градусов 15 - 17 мороза. Косыгин был в обычном зимнем пальто и в своей знаменитой меховой шапке "пирожком". Он живо интересовался происходящим и много расспрашивал горняков. На следующий год ОСВЗ, по адресной разнарядке Минцветмета, получило 80 еще более мощных "катов", 40 единиц 524 - сильных "Фиатов" и дюжину автопогрузчиков фирмы "Харвейстер" с объемом ковша 8, 4 кубометра. То была настоящая техническая революция, позволившая на многие годы удержать на высоком уровне производство золота. А в памяти колымских горняков А.Н. Косыгин остался, как мудрый, волевой государственный руководитель, у которого слова не расходились с конкретными делами".


P.S. Подумаешь, скажет, прочитав последний абзац, кто - то из молодых и успешных предпринимателей: раньше главе правительства приходилось решать вопросы материального обеспечения, а сегодня любая преуспевающая старательская артель может купить самостоятельно какую угодно наисовременнейшую технику. Были бы деньги! Так - то оно так, но не совсем: разные эпохи, иные возможности и ценности. Да и не о технике, вообще - то, речь. Когда в современной России появится, наконец, такой премьер - министр, которого будут вспоминать добрым словом при жизни или после отставки, - хотя бы на протяжении одного десятка лет?

М. Сахипов.

 

Copyright © 2004, редакция газеты "Горняк Севера". All rights reserved.
При цитировании информации гиперссылка на www.susuman.narod.ru обязательна
gornyak©su.msi.ru


Hosted by uCoz